альфира афтахова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народными традициями»
Дошкольное детство – яркий период в жизни человека. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям. Но есть еще историческая память поколений. Задача педагога передать её, наполнив детские сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своей «малой родины». «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В. Сухомлинский).
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народными традициями“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.
На современном этапе становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням.
К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. На протяжении многих лет мы ведём работу по приобщению детей к национальным традициям родного края.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если: • педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»; • дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность (субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты); • усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих Башкортостан (у дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности).
Задачи педагогов сводятся к следующему: 1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир. 2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня). 3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка. 4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир. 5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Н. К. Крупская писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Играя, ребенок узнает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных». Дидактические игры являются средством познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.
Через дидактическую игру мы знакомим дошкольников с культурой, бытом и национальными традициями : «Угадай мелодию», «Узнай и назови театр», «Собери башкирскую посуду», «Отгадай праздник», «Узнай достопримечательности Уфы», «Что лишнее?», «Башкирское лото» и др.
В младшем дошкольном возрасте народная культура становится содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (бишек, юран, ултырыс, домашней утвари, посуды (самауыр, сыная, кс, игрушек, кухни (корот, талкан, май, каймак).
В этом возрасте проводится работа по приобщению дошкольников к башкирской праздничной культуре (народные праздники, государственные праздники, праздники народного календаря, такие как “Сабантуй”, “Воронья каша”).
В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами в башкирских национальных костюмах и другими игрушками.
У детей среднего возраста появляется интерес к истории предмета. С этой целью можно провести игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое посуды, мяча, башкирского ковра» и т. д., которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т. п.
В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре башкирского народа : воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине. (Кукушкин чай, Праздник щавеля, Каз омахе и т. д.)
Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В группах могут быть оформлены сюжетно - ролевые игры с региональным содержанием «Пчеловодство», «Коневодство», «Животноводство», «Охотниче-ство».
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклора, согласно народному календарю.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры. Собран материал: потешки, пословицы, поговорки, загадки, песни и др.
Оформили фотоальбомы: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Наш детский сад». Создали картотеки подвижных народных игр и фольклора. В группе в свободное время дети играют в национальные дидактические игры : «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана».
Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем рекомендации для чтения и заучивания в семье (сказки, стихи башкирских поэтов).
Игровая деятельность служит важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект социально-нравственного воспитания.
Так, через игровую деятельность дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре возможно в том случае, если образовательная деятельность с дошкольниками будет осуществляться системно, на основе интеграции различных видов детской деятельности и образовательных областей, через активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа и взаимодействие в системе «педагог – ребенок – родитель».
У Константина Симонова есть такие слова:
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
От нас – педагогов зависит, какой увидят дети нашу малую родину, как они ее полюбят, как будут чтить традиции своих предков, какими вырастут будущие граждане Республики Башкортостан.
Дидактическая игра «Кто больше знает слов на тему «Пчеловодство» («Коневодство», «Животноводство», «Охотничество»)
Цель: закрепить знания о жизнедеятельности башкир.
Материал: фишки-кружки.
Ход игры : Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Пчеловодство» («Коневодство», «Животноводство», «Охотничество»).
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет фишек, тот – победитель.
Дидактическая игра «Обед для кукол»
Цель. Развивать слуховое внимание.
Игровое задание. Накормить кукол.
Правила игры. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь название продуктов питания.
Материал. куклы
Игра. Предложить детям накормить кукол, воспитатель называет вперемешку продукты питания и несъедобные предметы, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат названия продуктов питания.
Кыстыбый, чак чак, очпочмак, куллама, баурсак, катык, кумыс, айран, вак балиш, губадия