Алла Богданова
Консультация для воспитателей «Детский церебральный паралич»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972, на 1000 детского населения.
Мастюкова Е. М. дает следующее определение детского церебрального паралича : «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц».
Публикация «Консультация для воспитателей „Детский церебральный паралич“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972, на 1000 детского населения.
Под термином «детские церебральные параличи» понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% — обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения.
Характерная черта детского церебрального паралича — нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.
Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.
В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей : спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатический синдром («вялая» форма детского церебрального паралича, гиперкинетическую форму.
Спастическая диплегия (синдром Литтля) — наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной – от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 – 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико–паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии.
При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге – разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.
Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико – ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная отсталость.
При атонически – астатической форме детского церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия.
Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.
По данным Л. О. Бадаляна, гиперкинезы представлены следующими формами:
1. Хореический. Быстрые сокращения разных групп мышц. Они носят неритмичный, нескоординированный характер.
2. Атетоз. Медленные, червеобразные, вычурные движения в мышцах.
3. Торзионный спазм. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями туловища.
4. Лицевой гемиспазм. Периодически повторяющиеся сокращения мышц половины лица.
5. Тремор. Дрожание вытянутых рук, туловища, головы.
6. Тик. Насильственные однообразные движения отдельных групп лицевых мышц.
Речевые нарушения чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:
раннюю;
начальную резидуальную (восстановительную);
позднюю резидуальную.
Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц.
Вторая стадия заболевания – начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.
Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.
Считается, что детский церебральный паралич – это не прогрессирующая патология, в отличие от прогрессирующих наследственных заболеваний ЦНС и некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов.
Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная.
Используя в активной форме средства физической культуры и логопедии, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми.