Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Детские страхи у детей дошкольного возраста»

Анна Саватеева
Консультация для воспитателей «Детские страхи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Детские страхи у детей дошкольного возраста».

Страх – это естественное чувство для детей и взрослых. Он проявляется в неприятном эмоциональном и физическом ощущении в ответ на раздражитель, который носит в себе угрожающий характер и побуждает нас проявлять осторожность и заботиться о своей безопасности. С одной стороны это нормально, если речь идет об инстинкте самосохранения, но с другой стороны, страх может носить постоянный и навязчивый характер. Здесь важно знать и разобраться, какая форма страха преобладает у ребенка, чтобы в будущем предупредить дальнейшее развитие страхов у детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Детские страхи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Тема детских страхов сегодня наиболее актуальна и важна, потому что в нашей современной жизни стало еще больше негативных факторов, отрицательно влияющих на детскую психику, например: изменения ценностных предпочтений взрослых, их образ жизни, интересы, современная культура, особое навязывание зарубежной киноиндустрии, где, в отличие, от нашего советского кино и мультфильмов, очень мало добрых поступков и очень много насилия. Стремление наших режиссеров и авторов современных фильмов идентифицировать свои творения с кинопродуктом зарубежных коллег привела к потерям морально устоявшихся ценностей. Взрослые смотрят подобные фильмы, которые передают по сетке вещания на протяжении суток и, следовательно, дети присоединяются к просмотру. В сознании постепенно стирается граница между добром и злом. А при помощи таких новейших изобретений, как компьютеры, планшеты и телефоны, которые используются некоторыми детьми бесконтрольно со стороны взрослых, дети играют в различные ужасные игры с монстрами. В этих случаях психика ребенка и вовсе разрушается.

Алкоголизм, наркомания, недостойное поведение взрослых, в своих статистических показателях достигают критической отметки и в эту категорию входят люди всех возрастов. Дети из подобных семей претерпевают страхи и страдания, которые наносят вред им, прежде всего, как личностям. За последние годы проблема детских страхов у детей растет с каждым годом, и заслужила внимание детских психологов, педагогов и самих родителей.

Для правильного воспитания и здорового развития нашего будущего поколения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо знать о существовании такой проблемы, как детский страх, чтобы своевременно предупредить, корректировать и не навредить детской психике неосторожными словесными методами воспитания.

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Функционально, страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас, он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Детские страхи чаще всего исчезают бесследно, если к ним серьезно относиться и понимать причины их проявления, Однако, не следует забывать, что если о многих проблемах можно сказать, что ребенок их перерастет, то при неблагоприятных условиях детские страхи растут вместе с ним, увеличиваются до размеров фобий и пожирают душу изнутри. Поэтому, чем раньше родители и специалисты обратят внимание на детские страхи и начнут с ними работать, тем лучше.

У ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие малыша, т. е. эмоциональные нарушения:

1. Аффект – кратковременное бурное нервное возбуждение, которое сопровождают резкие изменения двигательных проявлений в деятельности внутренних органов, потеря волевого контроля за собственными действиями и бурным выражением эмоций. Аффект обусловлен слабостью коркового торможения, поэтому возбуждение у ребенка может преобладать над торможением. Неумение ребенка затормозить бурное проявление положительных эмоций может спровоцировать у него негативные эмоции: бурное веселье заканчивается плачем.

2. Фрустрация (от лат. frustration– обман, расстройство) – психическое состояние человека, обусловленное непреодолимыми трудностями на пути к цели или удовлетворению собственных потребностей и желаний. Она проявляется как агрессия (на фрустратора, на воображаемую причину, на себя) или как депрессия. В состоянии агрессии ребенок переживает гнев, ярость, стремление физической расправы над противником; в депрессии он пассивен, подавлен. Симптомами фрустрации являются тревожно–пессимистические ожидания, неуверенность, чувство незащищенности. Иногда страх в связи с негативным отношением взрослого, провоцирует у ребенка упрямство, то есть может стать серьезным психологическим барьером между малышом и взрослым.

Ситуации, связанные с трудностями в общении, могут спровоцировать типы поведения, согласно которым детей делят на основные группы:

1. Неуравновешенные, легковозбудимые дети – стремительность эмоций часто дезорганизует их деятельность; при возникновении конфликтов со сверстниками, эмоции часто проявляются в аффектах (вспышки гнева, обиды, часто сопровождаемые грубостью, драками, сопутствующими вегетативными изменениями (покраснения кожи, усиленное потоотделение и др.) Такие эмоции быстро возникают и быстро прекращаются.

2. Дети с устойчивым негативным отношением к общению – обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, однако проявляются не слишком бурно; такие дети избегают общения, их эмоциональное неблагополучие часто проявляется в нежелании посещать дошкольное учреждение, неудовлетворенности отношениями с воспитателем или сверстниками.

3. Дети, чье эмоциональное неблагополучие является следствием их индивидуальных особенностей, специфики внутреннего мира (уязвимость, восприимчивость, порождающих страхи).

Наиболее ярко эмоциональные отклонения проявляются в кризисные периоды развития. К основным нарушениям эмоционального развития относят: тревожность, боязливость, страхи, агрессию, повышенную эмоциональную истощаемость, проблемы в сфере общения, депрессию и дистресс.

Агрессивность, как проявление высокой тревожности может выступать как сформированная черта характера, либо как реакция на воздействия внешней среды. Маленький ребенок не в состоянии «ответить» своему обидчику – взрослому, он постепенно накапливает отрицательные эмоции, раздражение, протест против «притеснений» взрослых.

Опираясь на практический опыт специалистов, можно сказать, что агрессивное поведение нередко носит провокационный характер. Например, Кирилл С. из младшего отряда, казалось, сознательно пытается разозлить вожатых: одевается медленнее других, отказывается мыть руки, не застилает вовремя кровать, и так – пока не выведет взрослых из себя, не услышит крик, грубое обращение. После этого он мог заплакать, и вожатые принимались утешать его, ласково уговаривать. Таким образом, главной целью Кирилла всегда было привлечение внимания взрослых.

Повышенная эмоциональная истощаемость и депрессия приводят к снижению аппетита, высокой утомляемости, снижению жизненной активности, продуктивности мышления, уменьшению способности концентрировать внимание. Зачастую эти явления имеют катастрофические последствия для жизнедеятельности организма.

В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть, в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствия чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги – ужас.

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Тревога, в большей мере, присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительными к своему положению и признанию окружающих. Тревога в отличие от страха, – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, оно может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение, как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов и мыслей, испытывает страх.

Изучение страхов у детей дошкольного возраста

Изучением детского страха в психологической и педагогической науках занимались многие зарубежные ученые: Д. Боулби, С. Рэчмен, Х. Черсворт, Д. Грэй, С. Томкинс. Свой вклад в исследование этой проблемы внесли и наши отечественные специалисты: А. И. Захаров, Е. Г. Макарова, А. С. Спиваковская, М. А. Панфилова, Р. В. Овчарова, Ю. Л. Неймер и др.). З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и другие ученые определяли страх как аффект, который возникает в субъективной ситуации.

Поразительно, как мало эмпирических исследований было проведено относительно ситуации, которые обычно возбуждают страх у людей, со времен систематической работы Джерсилда вначале тридцатых годов. Публикации, в которых об этом сообщается (например, Jersild Holms, 1935; Jersild, 1943) являются залежами полезной информации. Джерсилд исследовал, что у детей между вторым и пятым годом жизни есть много определенных ситуаций, которые обычно возбуждают страх, когда они находились в сопровождении взрослого, чем когда они были одни. Для любого человека, знакомого с детьми, эти данные вряд ли являются революционными. Однако, нелегко согласовать их с предположениями, от которых начинается большая часть теоретизирования.

З. Фрейд остро сознавал проблему связи между реальной и неизвестной проблемой. Аргументация, выдвинутая им в работе «Торможения, симптомы и тревога» (1926, может быть кратко выражена, используя его собственные слова: «Реальная опасность – это опасность, которая угрожает человеку от внешнего объекта». Поэтому всегда, когда тревога возникает «по поводу известной опасности», она может считаться «реальной тревогой». Так как, согласно точке зрения З. Фрейда, страх одиночества, темноты или нахождения с незнакомыми людьми являются страхами по поводу неизвестных опасностей, их следует рассматривать как невротические. Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде, эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

А. И. Захаров впервые в мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. А такие ученые, как Л. Я. Гозман и Ю. Е. Алешина определили причины проявления детских страхов.

Все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития. В психоаналитическом подходе основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. 3. Фрейд и А. Фрейд отмечали, что психологическая особенность, детерминирующая специфику страха, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, формируются в "Сверх-Я". Именно с данным феноменом связаны особенности детского страха. З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и другие исследователи определяли страх как аффект, который возникает в субъективной ситуации. В отличие от З. Фрейда, А. Фрейд считала страх «Сверх-Я» первым внутренним страхом. Одним из характерных признаков данного подхода является тенденция авторов выяснить "психологическую пользу" детского страха, его естественность для психики, а также провести разграничение между нормальным и патологичным развитием в области детского страха.

Представитель биогенетического направления, С. Холл, распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытывали животные, а затем люди на различных этапах антропогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа. Доказательством биогенетического детерминизма, с точки зрения С. Холла, являются многочисленные рационально-необъяснимые детские страхи. Боязнь животных более чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни нынешними условиями его существования. Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Также источником страха у детей является тяжелый личный опыт и влияние социальной среды.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация «Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста» Для ребенка его страхи – это его реальность и все по –настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого.

Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.

Консультация для родителей «Телевизор и детские страхи» У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор). Так ли это на самом.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детские страхи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 июня 2024 в 00:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Детские страхи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Саватеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД