Наталья Вершинина
Консультация для воспитателей «Читательская грамотность и использование технологии «Мешок историй»
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть талант писателя, а есть талант читателя.
Как любой талант, егонадооткрывать,
выраститьи воспитать»
С. Я. Маршак.
Проблема снижения интереса к чтению–одна из самых серьезных и актуальных в нашей стране. К сожалению, прошло то время, когда мы с замиранием сердца бежали в библиотеку и погружались в этот волшебный мир книг. Гаджеты захватили мир, нашужизнь и особенно жизнь наших детей. И сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача найти такие методы и приемы, которые помогут привить детям интерес к книге и развивать у них читательскую грамотность. Что же такое читательская грамотность?
Публикация «Консультация для воспитателей „Читательская грамотность и использование технологии „Мешок историй“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сторисек. Технология
- Темочки
Читательская грамотность - это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать и расширять знания, общаться, участвовать в социальной жизни.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем или пассивным читателем
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
• чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
• прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
• беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
• чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
• разучивание стихотворений;
• чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
• проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
• самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Чтобы развивать эту способность у детей, есть интересная технология, которая называется «Мешок историй»
Я предлагаю вашему вниманиютехнологию «Сторисек». Чтожеэтозатехнология?Впереводесанглийского «Сторисек»-«Мешок историй». Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» - Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?»,а потом уже «Как научить ребенка читать?».
Использование метода «Сторисек» направлено на развитие интереса к чтению,в том числе профилактике речевых нарушений у младших дошкольников имеет определенную методику, которая является эффективной в продвижении детского чтения и обеспечения профилактики речевых нарушений. Чтение художественной литературы для младших дошкольников открывает жизнь
общества и природы. У детей развивается мышление, воображение,обогащает эмоции дошкольника, дает прекрасные образцы русского литературного образца. А идея «Сторисека» заключается в продвижение детского чтения и обеспечения дошкольника всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослым чтения книг.
Что же это за «мешок историй»? И что находиться в нем? Рассмотрим на конкретном примере.
Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Метод «Сторисек» реализует все пять направлений развития и образования дошкольников.
В первую очередь это:
речевое развитие со всеми его компонентами;
познавательное развитие через дидактические игры и экспериментирование;
художественно-эстетическое развитие в изобразительной деятельности;
социально-коммуникативное развитие через нравственно-этические бесед, разыгрывание проблемных ситуаций;
физическое развитие;
и безусловно работа с родителями.
Что же необходимо сделать в первую очередь?
Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапах:
1 Подготовительный этап включает:
Подбор художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»;
Подготовка мешка для комплекта материала;
Подбор компонентов.
2. Основной этап - работа с художественным произведением.
3. Заключительный этап - подведение итогов работы.
Можно не ограничиваться одной сказкой, а взять сразу несколько произведений «Волк и козлята», «Гуси-Лебеди» и «Теремок». Подбираем книги. Книги должны соответствовать возрасту детей, содержать качественные и красочные иллюстрации. Обычный мешок мы превратили в красочную историю. Обшили её фетром, затем подобрали остальные компоненты. Мешок историй обязательно приносит какой – ни будь художественный персонаж, например - Матрешка.
Мешок заполняется в зависимости от того, какое художественное произведение мы выбрали. В мешке могут находиться: книги, педагогические игры, кукольные персонажи, флэш-накопитель с аудио-сказкой, картинки с изображением сюжета к данному произведению или самих героев сказки.
На примере сказки «Волк и козлята» я расскажу, как работает «Мешок историй».
К детям на занятие по речевому развитию пришла Матрешка, которая принесла с собой «Сторисек». Первым делом Матрёшка (воспитатель) должна познакомить детей с мешком. И рассказать, что, благодаря ему мы отправляемся в волшебный мир сказок.
Далее Матрёшка (педагог) читает сказку, а после неё задает вопросы. Затем детям предлагается выбрать из предложенных героев, тех, которые подходят к сказке, и назвать сказку.
Наследующий день или через день для закрепления знаний и представления детей о сказке «Волк и козлята», дети снова встречаются с «Мешком историй», в котором находятся письмо с предложением поиграть с героями сказки (на магнитной доске, на фланелеграфе, на столе). Собрать фрагмент из сказки из разрезных картинок
Данные игры способствуют развитию речи, памяти, мышлению, двигательной активности, ориентировке в пространстве координации движений.
На следующий день детям предлагается поучаствовать в театрализованной деятельности. К детям приходит Матрёшка и приносит с собой «Мешок историй» в нём находятся атрибуты театра и детям предлагается стать героями сказки и разыграть её. Таким образом, дети запоминают содержание сказки «Волк и козлята», развивают навыки театральной деятельности, развивают связанную речь, воспитывается чувство товарищества.
Перед выходными некоторым детям предлагается взять с «Мешка историй» книги, флэш-накопитель с аудио-сказкой или настольный театр для того, чтобы вместе с родителями закрепить раннее полученные знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что система работы по развитию речи дошкольников по средствам метода «Сторисек» используемого в образовательной деятельности и в повседневной жизни поможет достигнуть определённых результатов. Предлагаю взять ее на заметку всем воспитателям.