Алла Богданова
Консультация для воспитателей «Алалия как клиническая форма речевого нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
Алалия как клиническая форма речевого нарушения
Алалиюкак самостоятельный вид нарушения выделил в 1875 году доктор Кларус, он назвал ее «врожденной афазией». В переводе с древнегреческого алалия - отсутствие речи. В логопедии термином алалия обозначают нарушение речи у детей, при котором речь либо полностью отсутствует, либо ее развитие нарушено по причине органических поражений речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развитияили в раннем возрасте ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Алалия как клиническая форма речевого нарушения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Иначе говоря, алалия – это либо полное отсутствие речи, либо ярко выраженные нарушения речи (продуцирования или восприятия, которые не обусловлены нарушениями интеллекта или слуха.
Алалия характеризуется запаздыванием созревания нервных клеток в коре головного мозга, точнее в конкретных ее областях. Нервные клетки прекращают развиваться и остаются на стадии нейробластов (зародышевых нервных клеток). Такое нарушение мозга либо врожденное, либо приобретенное в раннем доречевом периоде дошкольного детства. Оно сопровождается понижением возбудимости нервных клеток и изменением подвижности основных нервных процессов, а это, в свою очередь, приводит к снижению работоспособности клеток коры головного мозга [9].
Данные последних исследований свидетельствуют о наличии при алалии слабо выраженных, но множественных поражений коры головного мозга обоих полушарий, то есть билатеральных поражений. В случаях одностороннего повреждения мозга развитие речи происходит за счет компенсаторных механизмов не поврежденного, нормально функционирующего полушария. Билатеральные повреждения делают компенсацию невозможной или очень затруднительной.
Современная логопедия выделяет несколько причин возникновения алалии у дошкольников :
•Этиологические факторы (энцефалиты, менингитыв период внутриутробного развития, интоксикация плода, асфиксия во время родов, внутриутробные или полученные в раннем возрасте травмы головного мозга, болезнив раннем возрасте, дающие осложнения на мозг и пр.);
•Соматические заболевания (отягощают действие патологических неврологических факторов, являющихся ведущими);
•Семейная предрасположенность.
Таким образом, алалия является органическим нарушением речи центрального характера, при котором в основе лежит минимальная мозговая дисфункция, сопровождающаяся целым комплексом факторов патологического характера[20].
Многолетние исследования алалии способствовали появлению множества классификаций, в основе которых лежали механизмы проявлений, степень выраженности нарушений.
В зависимости от ведущего типа нарушений языковых систем в 1963 году В. К. Орфинской была разработана лингвистическая классификация. Эта классификация содержала 10форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем : 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, обусловленные двигательно-зрительными расстройствами, которые лежат в основе нарушения речи. М. Зееман в 1962 году предложил классифицировать центральные расстройства речи (дисфазии) в детском возрасте на экспрессивные и рецептивные дисфатические нарушения.
Согласно этой классификации экспрессивные дисфатические нарушения обладают типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, где понимание сохранно.
Рецептивные дисфатические нарушения обладают внешними сходствами с сенсорной афазией. [21, с. 334]
Моторные алалики обладают отличительными особенностями личности. Это либо некоторая заторможенность, либо повышенная возбудимость, а также нерешительность и обидчивость. Это является, с одной стороны, следствием недостаточного развития центральной нервной системы.
С другой стороны, это результат неполноценности речи и общей моторики. Моторная неловкость проявляется в неуклюжести, дискоординации движений. Такая неполноценность выключает детей из коллектива сверстников, травмирует психику дошкольников с моторной алалией, среди которых достаточно много детей с задержкой интеллектуального развития, имеющего вторичный характер. Следует отметить, что задержка интеллектуального развития будет устраняться в связи с развитием речи [18].
Экспрессивная речь у моторных алаликов формируется с затруднениями, поскольку нарушена аналитико-синтетическая деятельность речедвигательного анализатора. Характер таких нарушений различен. У детей могут наблюдаться трудности в формировании и закреплении артикуляционных укладов, а впоследствии и двигательной дифференцировки звуков (кинестетическая оральная апраксия). Также трудности могут возникнуть в переключении движений, в усвоении последовательности движений, необходимых для воспроизведения словаи пр.
Указанные затруднения задерживают развитие активного словаря, который является основным компонентом экспрессивной речи. Он беден, недостаточен, искажен. Задерживается также развитие грамматического строя и фонетической стороны речи.
Импрессивная речь страдает меньше, вторично. Характерной особенностью моторных алаликов по мнению большинства исследователей является речевой негативизм. Его проявления у детей с моторной алалией тормозят развитие речи и это не зависит от причин, которые лежат в основе речевого негативизма и поддерживают его. Проанализировав результаты исследований особенностей развития речи детей с моторной алалией, можно сделать следующий вывод: такие дети молчаливы, у них отсутствует лепет. У моторных алаликов отсутствует способность подражать речи окружающих. Также не формируются и не закрепляются различные элементарные механизмы звукопроизношения, не складываются и навыки овладения ритмической структурой слова. Одним словом, отсутствует база, необходимая для того, чтобы словарь развивался и закреплялся. [36]Логопедическая деятельность по коррекции алалии направлена на восполнение пробелов речевого развития и подготовку к обучению в школе. В работе используются различные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном процессе. Задачи и содержание работы определяются речевыми возможностями ребенка. На всех этапах коррекционная работа направлена на всю систему речи (словарь, фразовая и связная речь, звукопроизношение).
Однако, каждому этапу соответствуют специфические задачи и содержание. Первый этап работы характеризуется воспитанием речевой активности, формированием пассивного и активного словаря, который доступен пониманию и воспроизведению ребенком. На этом же этапе формируют психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки общения, работая с диалогами, маленькими простыми рассказами, нераспространенными, а в дальнейшем и распространенными предложениями.
Второй этап направлен на формирование фразовой речи посредством усложнения словаря и структуры фразы. На этом этапе детей учат распространять предложения, оформлять их грамматически. Продолжается работа с диалогами и описательными рассказами.
На третьем этапе начинают работу по формированию связной речи, т. к. это достаточно сложный вид речевой деятельности. Кроме того, ведется работа по автоматизации грамматических структур. [22]
Исследователи выделяют ряд факторов, положительно влияющих на коррекцию алалии, таких как ранняя диагностика нарушения, своевременная профилактика вторичных отклонений, системное воздействие на все компоненты речи и др. Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания смысла обращенной речи, что является ведущим дефектом.