Юля Ляшенко
Наблюдения в уголке природы и ведение календаря погоды
Наблюдения в уголке природы и ведение календаря погоды.
Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к ней,
любознательность. Я знаю, во всех детских садах есть уголки природы, где ребята могут ухаживать за растениями, ухаживать и наблюдать за
Публикация «Наблюдения в уголке природы и ведение календаря погоды» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
животными, которые в них живут. Ведь во время ухода за всеми обитателями живого уголка у детей формируется такое ценное качество, как трудолюбие, бережное отношение ко всему живому, ответственность за
порученное дело. И еще хочется отметить, что для уголка природы необходимо учитывать требования программы, возрастные особенности детей, конкретные возможности их размещения.
В подготовительной группе продолжаю знакомить с животными уголка природы и воспитываю бережное, заботливое отношение к ним.
Например, при наблюдении за рыбками, спрашиваю, в каком слое воды
аквариума эти рыбы чаще всего находятся,как они держатся-стайкой или
поодиночке, уживаются с другими рыбками или дерутся. Подвожу детей к пониманию того, что для животных надо создавать условия, близкие к природным : в аквариуме должны быть растения, на дне-песок, мелкие ка-мушки. Кормить животных надо тем, что они едят в природе.
В начале первого наблюдения - даю детям элементарные представления о животном, его внешнем виде и основных повадках, планирую несколько занятий по наблюдению за одним животным и сравнению с другим.
При ознакомлению с новыми животными- даю более сложное содержание
например, рассказываю о жизни животного в природе, о пользе его для человека. Обучая сравнительному анализу при ознакомлении с животными, подвожу детей к выводам и умозаключениям.
Например, одно их животных, хорошо знакомое дети могут сравнить по памяти с другим, относящимся к данному классу.
Провожу обобщающую беседу. Например, беседа о зимующих птицах, в которой формирую понятие об этой группе птиц и наблюдения за какой то одной из них.
Также провожу итоговые наблюдения - цель которых закрепить знания о животных. Например, наблюдение за птицами. По определенному плану,
ребята рассматривают и описывают птиц, сидящих в клетке,а также тех,
которых они видели на участке во время экскурсии с родителями в лес.
Отмечают во время экскурсии признаки и различия и сходства между ними, а затем выделяют признаки, характерные для птиц. Отмечаем красоту многих птиц, рассказываю о приносимой ими пользе в природе, о необходимости охраны птиц в природе.
Кроме наблюдений в группе - советую родителям, чтобы сходили в парк, лес - понаблюдали за животными в естественных для них обстановке (где можно увидеть белок, птиц - покормить их и понаблюдать за ними.
В итоговом наблюдении за рыбками, прошу сравнить рыбок между собой:
сначала рассмотреть и рассказать о внешнем виде, размере, форме
тела, окраске чешуи, размере и форме плавников рыбок, затем о том,
как они ведут себя в аквариуме.
Также наблюдаем за комнатными растениями в уголке природы.
Напоминаю, что уход за растениями должен быть неодинаков: одни
цветы нуждаются о обильной поливке, другие надо поливать реже и
понемногу, одни любят свет, другие лучше растут в затемненном месте.
Учу детей очищать от пыли ворсистые листья растений мягкой
кисточкой, показываю, как это делается, объясняю почему (от капель
воды на листьях остаются бурые пятна). Сообщаю, что некоторые
растения нуждаются во влажном воздухе, поэтому их следует
опрыскивать несколько раз в день. Ежедневно дежурные по уголку природы осматривали растения, обращали внимания на то, что некоторые
разрослись, у них много листьев, корни выходят сверху из земли,
объясняла: этим растениям мал горшок с землёй, предлагала его
пересадить. Проводили коллективный труд по пересадке растений,
черенкование растений, наблюдение за цветением комнатных растений.
это наш любимый уголок природы
ежедневно ухаживаем за растениями: поливаем,протираем, и не забываем покормить рыбок.
В уголке природы в подготовительной группе календарь природы должен быть более сложным. В нашей группе был настенный общий календарь природы (где стрелкой можно было отметить то или иное время года,
температуру воздуха, часть суток, год, число) .
Чтобы разнообразить наблюдения и заинтересовать дежурных по
уголку природы, я придумала ведение календаря погоды :
Каждый день дежурные по уголку природы-отмечали погоду в течение
всего дня, и записывали в тетрадь свои наблюдения.
В начале тетради
были нарисованы условные обозначения, дети уже могли самостоятельно
записывать т. е. рисовать в клеточках, что наблюдали в течении всего
дня (дождь, снег, ветер, солнце).
также выставляли иллюстрации
(рисунки, например, вчера в пятницу, было тепло, дети видели
бабочек на участке:ребята поместили рисунки с изображением
бабочек; сегодня холодно, бабочки спрятались, их изображения
(рисунки) -убирали. Рисунки выбирали самые интересные по содержанию.
Календарь вели по месяцам : в тетради каждый день клеточка заполнялась условными знаками, обозначающими погоду данного дня. В
конце месяца подводился итог:(сколько было дней солнечных, сколько
пасмурных, дождливых, ветреных, снежных, когда первый раз выпал снег, сравнивали, каких дней было больше. Так дети наглядно
определяли, какая погода в этом месяце преобладала. А также играли в игры " Угадай, каких дней больше" (выкладывалась картинка времени года, ребенок должен найти то состояние погоды, сколько раз это было, стрелкой указать число, или показать).
Наш календарь погоды - часто использовала как наглядный материал на
занятиях, при проведении итоговых бесед о временах года.