Лариса Полякова
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
учитель – логопед: Полякова Лариса Павловна
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитание звуковой культуры речи - важнейшая задача дошкольных учреждений, потому что именно этот возраст наиболее благоприятен для освоения детьми разных видов деятельности и формирования у них определённых психических функций, и, особенно, речь.
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя :
• развитие правильного речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи,
• активацию подвижности органов артикуляционного аппарата,
• восстановление звукопроизношения,
• развитие выразительности речи,
• развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи:
Первая младшая группа
1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".
2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.
Игра: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".
Развитие пространственного слуха.
Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".
3. Вызывать правильное произношение звуков.
Вторая младшая группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка; тренировать его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками : а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.
Например, "Машина"-"та- та-та".
Определение тембра мужского, женского и детского голосов,
Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др).
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками : т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков : с, с’, з, з’, ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
Игра: "Что лишнее" па-па-ба-па. " Игра в звуки" ветер шумит -сссс, комарик звенит – зззз, белка цыкает – ц-ц-ц-ц.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять
произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков
ш, ж, ч, щ и сонорных л, л’, р, р’.
3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
Игра: "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с отрывистым произнощением звуков - нужно отгадать слово.
Например: к-о-т, д-о-м, м-ы-ш-к-а
Игра: "Сколько звуков". Взрослый называет слово отрывистым произношением, а ребенок на слух определяет слово и называет количество звуков : л-у-к, м-ы-л-о, к-а-м-ы-ш…
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать навыки звукового анализа слов.
Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:
мышь, ослик, лев (моль);
собака, обруч, козлик (сок);
кот, обруч, собака, тигр (кость).
Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"? (буква К)
3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
Игра " Выбери лишнее слово".
Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например:
- при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.
-во время утренней речевой гимнастики можно тренировать артикуляционный аппарат детей, уточнять и закреплять в игровой форме произношение того или иного звука;
-на прогулке - отдельных детей тренировать чёткому произношению слов, правильной интонации и выразительности.
-вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного звукопроизношения, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком и речевые игры, всё это - залог успешного формирования правильной устной речи у детей.
А, правильно слышимый и произносимый звук – это основа обучения грамоте и правильной письменной речи.