Лидия Михайловна Сидоренко
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры на основе использования народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
"Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к истокам национальной культуры на основе использования
народных подвижных игр".
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истоку народного образования и воспитания, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры на основе использования народных подвижных игр» размещена в разделах
Предпочтение в процессе поиска новых средств, форм и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самовыражению личности, интересны детям. Одним из таких средств воспитания является народная игра.
Ведь испокон веков в народных подвижных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, их труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений, проявляет смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, являются средством умственного, нравственного, эстетического развития детей особенного дошкольного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.
В народной игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями.
Народные подвижные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Все народные подвижные игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры. Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества : от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально игровым поведением каждого персонажа.
Народная подвижная игра не просто досужее развлечение, а способ организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учит и наставляет. Игра развивает все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Главное условие народных подвижных игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Широкое применение на занятиях считалок, поговорок, игр-забав, увлекательных народных подвижных игр способствует формированию у детей мышления, значительно повышает показатели интеллектуального развития, двигательных способностей дошкольников.
Народные подвижные игры мы организуем по плану, в часы занятий и в свободное от занятий время. Проводим игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально.
Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такую игровую форму проведения утренней гимнастики мы используем в начале года, когда в коллективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей.
Наиболее полезны и целесообразны народные подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На утренней прогулке после занятий мы проводим разные по характеру подвижные игры. При подборе игр обязательно учитываем предшествующие занятия.
Детей до игры мы знакомим с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это помогает им быстрее освоить игровые действия.
Например, предварительно рассказываем о жизни того народа, в чью игру нам предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства, стараемся заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратно рассказываем о сюжете игры, поясняя роль водящего, даем послушать диалог, если он имеется (русские народные подвижные игры «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.) и переходим к распределению ролей.
Таким образом, народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.