Ирина Логанова
Консультация для воспитателей «Методы профилактики и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методы профилактики и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей.
Цель: познакомить педагогов с методами и приемами в решении вопроса профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методы профилактики и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, агрессивность.
В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок. Педагоги часто жалуются на таких детей.
В тоже время дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробуждать его добрые чувства, стремление к сотрудничеству с окружающими его людьми.
Эмоционально-комфортное состояние ребенка при общении со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности воспитательных и образовательных действий.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Свои эмоции дети выражают более бурно и непосредственно, придавая их жизни особую выразительность.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или замкнуты, боязливы. Все это мешает им приспособиться к жизни в коллективе. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения, общения.
Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.
Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Опыт эмоционального отношения к миру является весьма прочным и принимает характер установки.
Эмоциональная культура педагога.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых и опыт взаимодействия также получать от взрослых. Особенно важно каждому педагогу устраивать собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.
Приемы, которые позволят педагогу управлять своим эмоциональным состоянием.
• Сделайте разминку
Потанцуйте перед зеркалом, выполните любое упражнение из йоги. Если на активные движения нет сил, прижмитесь спиной к стене, вытяните вдоль нее руки и согните их в локтях под прямым углом. Постойте так от 10 до 30 секунд.
• Перекусите правильно
Стакан воды поможет снизить «гормон стресса» кортизола в крови, а пища с большим количеством клетчатки и низким содержанием насыщенных жиров превратит вас в «позитивчика». Съешьте банан или апельсин.
• Дышите глубоко
Габриель Бернштейн советует вдыхать в течение 10 секунд, потом на то же время задерживать дыхание и столько же выдыхать.
• Послушайте любимую музыку
Это активирует «центр удовольствия» в мозге. Для расслабляющего эффекта добавьте медленные мелодии без слов, в которых преобладают низкие тона.
Рекомендации на установление гуманных отношений между воспитателями и детьми.
• Устанавливайте личный контакт с детьми: обращайтесь по имени; занимайте позицию на уровне глаз ребенка, улыбку, контакт глаз, ободряющий жест, спокойное внимание, тактильные прикосновения.
• Старайтесь выслушивать детей до конца, не перебивайте. Проанализируйте свое поведение. Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
• Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение вашей личности. Исключите окрики, резкие интонации; обратите внимание на интонирование; постарайтесь избавиться от слов паразитов («ну», «значит», «так»).
• Учитесь видеть себя со стороны: чаще анализируйте собственную деятельность; стремитесь ставить себя на место ребенка, помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
Рекомендации, которые можно использовать для развития эмоционального контроля у детей в условиях пребывания в детском саду.
Выстройте систему правил, больше внимания уделяя игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности);
Сделайте каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам с помощью игры; Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам. Например, нельзя кричать, но можно говорить спокойно; кричать на открытой площадке;
Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила;
Создавайте проблемные ситуации;
Введите в режим «часы тишины» и «часы можно», игры с правилами: «Обзывалки», «Кричалки – шепталки - молчалки», «Что слышно?», «Пожалуйста», «Четыре стихии» и др. ;
Обучайте детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – выполняйте релаксационные упражнения. (см. книги М. И. Чистякова, К. Фопель, Н. А. Кряжева);
Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой активности важно помнить некоторые моменты:
Формирование у детей уверенности в себе, позитивной установки и оптимистического склада мироощущений. Концентрация внимания детей на том приятном, радостном, добром, что нас окружает – вещи, события, явления.
Обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспокоиться по поводу того, что выходит за рамки их контроля.
Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально-приемлемой форме. Не существует плохих и хороших эмоций. Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.
Игры на регуляцию психофизического состояния
Буги-Вуги
Взявшись за руки, все участники идут по кругу и напевают:
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так.
Играющие хлопают в ладоши. Далее все движения сопровождаются такой песней:
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом опять вперед
И немного потрясем.
Танец повторяется, начальные слова заменяют на: «руку левую вперед», «ногу…», «ухо.» и т. д.
Егорки
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» - это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух считает: «Раз – Егорка, два – Егорка.» и т. д. У кого будет больше «Егорок», тот победитель. Эта игра основана на дыхательном ритме. Стремление заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации.
Ласковые ладошки
Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка касаясь.
Секретики
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
Мы глубоко убеждены, что главным в педагогической работе являются не отдельные эффективные методы и даже не их система, а особое качество общения ребенка со взрослым, особая атмосфера их взаимодействия, позволяющая раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.