Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП»

Наталья Шавыкина
Консультация для воспитателей «Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП.

«Математика – наука хороша и всем нужна. Без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна.»

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП“» размещена в разделах

Но мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему - то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать, а самое главное, разговаривать.

Уровень речевого развития существенно влияет на успешность обучения в школе. Полноценная речь способствует математическому развитию и закреплению математических знаний.

Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, величина, число, простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).

Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи.

Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность-значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов, которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.

Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике -уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью.

На занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между степенью освоения действиями и речевым выражением способа его выполнения.

Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом П. Я. Гальпериным, действие постепенно отражается от внешней опоры и переходит в умственный план. Промежуточным этапом при этом является высказывание о ходе действия, т. е. отображение действия в речи, без опоры на наглядность.

Таким образом, место, назначение и характер речи детей меняется по мере освоения действия.

Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, и на втором тоже, на третьем- рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников, по данным психолога тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность.

3-4-х летние дети не могут выполнять задание, которое решается чисто речевыми средствами, т. е. в плане внутренней речи. Им доступны задания, выполняемые практически средствами с незначительным участием внутренней речи. Поэтому целесообразно проговаривание хода выполнения задания или рассказа о выполненном задании.

Практически задания по формированию математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия.

Рассуждения 5-6 летних детей могут основываться только на длительном восприятии анализируемого или сформированных представлениях. Их речь следует за действием, выполняемым другим лицом. Поэтому задание сопровождается словесной инструкцией : «Объясни, как выполнял задание? Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять? Объясни, что я сделала?». Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, поставленный вопрос – к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдается организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщению.

В д/ игре «Составь задачу» ребенку приходится придумать маленький рассказ: 3+1 = ребенок рассказывает «Мама решила сварить суп. Ей понадобилось 3 картошки и 1 морковь. Всего мама использовала 4 овоща» или «У меня было 3 карандаша, а у моего друга -1. всего у нас было 4 карандаша» и т. д. Ребенок должен показать в своем ответе умение не столько дать правильный ответ, сколько разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина, самостоятельно мыслить.

В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т. к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной.

Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий и взаимосвязью между освоением действием и речевым выражением способа его выполнения. Например, сравнение полосок по длине и ширине: Ваня научился сравнивать их разными способами и объясняет соседу по столу: «Накладываешь полоску одну на другую и сразу видно, какая шире - уже, длиннее- короче». Играя в д/игру «Гномы с мешочками», дети по длине полоски определяют, какой по весу мешочек несет гном. (чем длиннее полоска, тем тяжелее мешок, а гномы помогая друг другу, меняются мешками).

На своих занятиях по математике мы широко используем разного рода речевой материал: стихи, считалки, загадки, фольклор, который помогает оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.

1. Четыре зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?

2. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок- сосед.

На пенек зайчата сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

В сказке «Гуси- лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь у нас все связано с математикой, поэтому и яблонька- загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить пример (3+4=7) и сорвать яблоко с цифрой 7 или сорвать яблоко с любой цифрой и назвать ее.

В д/ упражнении «Какого по счету гнома не стало» закрепляются еще и названия дней недели, потому, что так зовут гномов.

Активизировать детей на занятии, заинтересовать помогают разного рода физминутки:

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Эта физминутка также способствует закреплению названия дней недели. Чтобы заинтересовать ребенка, побудить его к деятельности создаем игровые ситуации. Например «Полет на воздушном шаре». Чтобы пройти в шар, нужно заработать билет. (Дети берут подготовленные карточки с изображением геометрических фигур, знаков (овал, квадрат, круг, знак плюс, знак вычесть и т. д.) считают количество слогов, находят себе стул с такой цифрой).

Часто используем п/игру «Найди свое место», (детям раздаются карточки с цифрами, они разбегаются по группе и по команде выстраиваются по порядку. Затем дети должны назвать своих соседей).

Большое значение уделяем играм со счетными палочками. Д/упражнение «Построй и сосчитай» (выкладывают геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. и считают сколько палочек на это понадобилось). Детям нравится лепить цифры из пластилина. При этом развивается мелкая моторика, речь.

Мы, постоянно обращая внимание на свою речь и речь детей, подводим их к пониманию, что, когда на занятии по математике нужно сделать вывод, умозаключение необходим полный, понятный, аргументированный ответ.

Работа над звуковой культурой речи сводится к формированию правильного произношения математических терминов и проводим дидактические упражнения «Скажи правильно»

• повторить слова, правильно расставляя ударении: треугольник, квадрат, и т. д.

• прочитай пример 5+3=8 (к пяти прибавить три получится восемь); 8-3=5 (из восьми вычесть три получится пять)

• назови слова с одним слогом (с двумя слогами) : плюс, круг, квадрат и т. д.

• назови количество слогов в слове : прямоугольник (5 слогов, задача (3 слога, плюс (1 слог).

Не исключено и речевые ошибки. Наиболее частые отсутствия в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений, одним словом или наоборот, многословие. Причина – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизирует умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Задача педагога – исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. Один из них – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму ит. д. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуют вопрос конкретному лицу – воспитателю или товарищам. Педагог учит детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Все приемы – учебные, игровые, занимательные должны преследовать одну цель – развивать у детей мыслительную активность.

Объясняя детям материал, мы используем тот же словарь, который должны освоить дети. Наша речь всегда должна быть образцом для подражания. Ориентация на образец - один из основных путей развития речи детей на занятиях и в том числе на математике

Таким образом, можно говорить, что проблема развития речи дошкольников и математической речи имеет большое значение для формирования математических представлений. Дидактические словесные игры способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики, совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 21:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шавыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД