Наталья Шавыкина
Консультация для воспитателей «Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и расширение словаря дошкольников на занятиях ФЭМП.
«Математика – наука хороша и всем нужна. Без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна.»
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Но мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему - то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать, а самое главное, разговаривать.
Уровень речевого развития существенно влияет на успешность обучения в школе. Полноценная речь способствует математическому развитию и закреплению математических знаний.
Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, величина, число, простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).
Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи.
Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность-значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов, которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.
Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике -уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.
Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью.
На занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между степенью освоения действиями и речевым выражением способа его выполнения.
Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом П. Я. Гальпериным, действие постепенно отражается от внешней опоры и переходит в умственный план. Промежуточным этапом при этом является высказывание о ходе действия, т. е. отображение действия в речи, без опоры на наглядность.
Таким образом, место, назначение и характер речи детей меняется по мере освоения действия.
Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, и на втором тоже, на третьем- рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников, по данным психолога тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность.
3-4-х летние дети не могут выполнять задание, которое решается чисто речевыми средствами, т. е. в плане внутренней речи. Им доступны задания, выполняемые практически средствами с незначительным участием внутренней речи. Поэтому целесообразно проговаривание хода выполнения задания или рассказа о выполненном задании.
Практически задания по формированию математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия.
Рассуждения 5-6 летних детей могут основываться только на длительном восприятии анализируемого или сформированных представлениях. Их речь следует за действием, выполняемым другим лицом. Поэтому задание сопровождается словесной инструкцией : «Объясни, как выполнял задание? Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять? Объясни, что я сделала?». Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, поставленный вопрос – к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдается организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщению.
В д/ игре «Составь задачу» ребенку приходится придумать маленький рассказ: 3+1 = ребенок рассказывает «Мама решила сварить суп. Ей понадобилось 3 картошки и 1 морковь. Всего мама использовала 4 овоща» или «У меня было 3 карандаша, а у моего друга -1. всего у нас было 4 карандаша» и т. д. Ребенок должен показать в своем ответе умение не столько дать правильный ответ, сколько разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина, самостоятельно мыслить.
В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т. к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной.
Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий и взаимосвязью между освоением действием и речевым выражением способа его выполнения. Например, сравнение полосок по длине и ширине: Ваня научился сравнивать их разными способами и объясняет соседу по столу: «Накладываешь полоску одну на другую и сразу видно, какая шире - уже, длиннее- короче». Играя в д/игру «Гномы с мешочками», дети по длине полоски определяют, какой по весу мешочек несет гном. (чем длиннее полоска, тем тяжелее мешок, а гномы помогая друг другу, меняются мешками).
На своих занятиях по математике мы широко используем разного рода речевой материал: стихи, считалки, загадки, фольклор, который помогает оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.
1. Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?
2. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок- сосед.
На пенек зайчата сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
В сказке «Гуси- лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь у нас все связано с математикой, поэтому и яблонька- загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить пример (3+4=7) и сорвать яблоко с цифрой 7 или сорвать яблоко с любой цифрой и назвать ее.
В д/ упражнении «Какого по счету гнома не стало» закрепляются еще и названия дней недели, потому, что так зовут гномов.
Активизировать детей на занятии, заинтересовать помогают разного рода физминутки:
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Эта физминутка также способствует закреплению названия дней недели. Чтобы заинтересовать ребенка, побудить его к деятельности создаем игровые ситуации. Например «Полет на воздушном шаре». Чтобы пройти в шар, нужно заработать билет. (Дети берут подготовленные карточки с изображением геометрических фигур, знаков (овал, квадрат, круг, знак плюс, знак вычесть и т. д.) считают количество слогов, находят себе стул с такой цифрой).
Часто используем п/игру «Найди свое место», (детям раздаются карточки с цифрами, они разбегаются по группе и по команде выстраиваются по порядку. Затем дети должны назвать своих соседей).
Большое значение уделяем играм со счетными палочками. Д/упражнение «Построй и сосчитай» (выкладывают геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. и считают сколько палочек на это понадобилось). Детям нравится лепить цифры из пластилина. При этом развивается мелкая моторика, речь.
Мы, постоянно обращая внимание на свою речь и речь детей, подводим их к пониманию, что, когда на занятии по математике нужно сделать вывод, умозаключение необходим полный, понятный, аргументированный ответ.
Работа над звуковой культурой речи сводится к формированию правильного произношения математических терминов и проводим дидактические упражнения «Скажи правильно»
• повторить слова, правильно расставляя ударении: треугольник, квадрат, и т. д.
• прочитай пример 5+3=8 (к пяти прибавить три получится восемь); 8-3=5 (из восьми вычесть три получится пять)
• назови слова с одним слогом (с двумя слогами) : плюс, круг, квадрат и т. д.
• назови количество слогов в слове : прямоугольник (5 слогов, задача (3 слога, плюс (1 слог).
Не исключено и речевые ошибки. Наиболее частые отсутствия в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений, одним словом или наоборот, многословие. Причина – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизирует умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Задача педагога – исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. Один из них – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму ит. д. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуют вопрос конкретному лицу – воспитателю или товарищам. Педагог учит детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Все приемы – учебные, игровые, занимательные должны преследовать одну цель – развивать у детей мыслительную активность.
Объясняя детям материал, мы используем тот же словарь, который должны освоить дети. Наша речь всегда должна быть образцом для подражания. Ориентация на образец - один из основных путей развития речи детей на занятиях и в том числе на математике
Таким образом, можно говорить, что проблема развития речи дошкольников и математической речи имеет большое значение для формирования математических представлений. Дидактические словесные игры способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики, совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.