Юлия Воржакова
Консультация для воспитателей «Лэпбук по формированию лексико-грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Лэпбук по формированию лексико-грамматического строя речи»
Выполнила
воспитатель
Воржакова Юлия Владимировна
2020 год
Актуальность
Игра- один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Лэпбук по формированию лексико-грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрениях дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук.
Цель создания лэпбука по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников :
Обогащение словаря у дошкольников и грамматически правильное его использование.
Задачи:
1. Исправление грамматических ошибок в речи детей.
2. Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
3. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий (начиная с младшей группы).
4. Контроль за правильным построением предложения
5. Помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа», так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:
• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
• разнообразие игровых заданий;
• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
• возможность структурировать сложную информацию;
• возможность разнообразить самую скучную тему;
• научить простому способу запоминания;
• компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
• вариативность использования заданий;
• возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Лэпбук формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества источников.
Значение методического пособия для педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение методического пособия для ребенка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме;
Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы - зима, осень, транспорт и т. п. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий Лэпбук на тему "Насекомые", а можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в Лэпбуке дать подробную информацию о нем, что будет гораздо продуктивнее.
Для создания Лэпбука необходимо выбрать тему!
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Поэтому необходимо заранее продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Лэпбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Дети учатся собирать информацию и пользоваться ею. Это отличный способ для повторения пройденного.
Лэпбук помогает систематизировать материал по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, тем самым способствуя организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, является формой представления итогов тематической недели.
Этап создания лэпбука :
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего лэпбука- необходимо определиться с элементами, подтемами (карманы).
3. Рисование макета - это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука
4. Оформление.
Так же необходимо создать «Паспорт лэпбука» — это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой или буклетом. Формат А5 с возможностью добавления материала (например, добавление файлов в скоросшиватель).
Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению :
• Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации.
• Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы.
• Поздравительный.
• Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома, так и история жизни одной группы детского сада.
При работе с лэпбуком по лексико-грамматическому строю речи воспитателю необходимо активировать и активный и пассивный словари ребенка.
Активный словарь:
1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:
- предметов и их частей (часы - циферблат, стрелки, цифры; дерево - ствол, ветки, корни);
- профессий и атрибутов к ним (маляр - кисти, краски; фотограф - фотоаппарат;)
- животных, птиц и их детенышей (собака - щенок; корова - теленок);
2) назвать:
- существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;
- действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);
- чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит, различные явления природы;
- действия, связанные с профессиональной деятельностью (слушает легкие, выписывает лекарство, делает уколы, проверяет горло и т. д., с животным и растительным миром (порхает, летает, плавает, ползает и т. д.);
- семантически близкие действия (моется - купается, спит - лежит, вяжет - шьет и т. д.);
- признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;
- признаки, указывающие на продукты питания, на материал, из которого сделаны предметы;
- признаки обобщающего характера;
3) объяснить значение слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);
4) объяснить переносное значение слов (золотые руки, золотое сердце).
Пассивный словарь:
1) добавить в предложение недостающие слова, необходимые по смыслу (платье очень длинное - мама платье подшивает; пуговица оторвалась - мама пуговицу пришивает);
2) подобрать антонимы (вечер - утро, день - ночь, шум - тишина и т. д.);
3) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, река - бежит, течет, шумит);
4) образовать сложные слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);
5) подобрать однородные члены предложения к словам - раздражителям (снег - идет, падает, сверкает, тает, блестит; мяч - резиновый, круглый, новый, большой, футбольный; летает - бабочка, шмель, муха, жук, самолет, шар);
Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:
- уменьшительных существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок, женского рода (лопатка, лужица, среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко, платьице);
-Обучение способам отыменного образования глаголов (мыло-мылит, звонок-звенит, краска-красит, учитель-учит, строитель-строит)
- существительных с суффиксами деятеля: - ник, - щик, - тель, - ист (дворник, учитель, строитель, пианист, футболист);
- приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия (перепрыгнул, обогнул, отбежал; лил - вылил - полил - налил - подлил - слил);
Варианты кармашков для Лэпбука по формированию лексико-грамматическому строю речи.
Для младших дошкольников:
1. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.
2. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.
3. «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.
4. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.
5. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).
6. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.
7. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
8. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.
9. «Кого нет? Чего нет?» цель которого продолжать учить образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (парные картинки с присутствием/отсутствием предметов).
10. Задание по распространению простого предложения.
Для старших дошкольников и подготовительной группы:
Варианты заданий могут быть следующими:
1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.
2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.
3. Чистоговорки (сопровождаются картинками)
4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц)
5. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).
6. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
7. «Кого нет? Чего нет?» цель которого продолжать учить образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (парные картинки с присутствием/отсутствием предметов).
8. Упражнение «Чей хвост?»
- Морда кошки, она чья? — Кошачья и т. д.
— Это хвост коровы, он чей? — Коровий.
— Это хвост лисы, он чей? — Лисий.
— Это хвост белки, он чей? — Беличий.
— Это хвост медведя, он чей? — Медвежий.
— Это хвост коровы, он чей? — Коровий.
— Это клюв курицы, он чей? — Куриный.
— Это клюв воробья, он чей? — Воробьиный.
— Морда лошади, она чья? — Лошадиная.
— Морда лисы, она чья? — Лисья.
— Морда белки, она чья? — Беличья.
— Морда зайца, она чья? — Заячья.
9. Упражнение «Приготовим сок для Сони и Саши» — упражнение в словообразовании относительных прилагательных и составлении с ними предложений
Для Сони сок из фруктов Для Сани — из овощей
из яблок — яблочный; из моркови — морковный;
из груш — грушевый; из свеклы — свекольный;
из вишен — вишневый; из картофеля — картофельный;
из слив — сливовый; из помидоров — томатный;
из апельсинов — апельсиновый; из огурцов — огуречный;
из персиков — персиковый; из капусты — капустный;
из абрикосов — абрикосовый; из тыквы — тыквенный.
Образец: Я приготовлю для Сони из абрикосов абрикосовый сок.
10. Игра «Хвалилочка» (Расхваливать предметы, называя как можно больше слов-определений).
Валенки- новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые. (Сапоги, солнце, карандаш)
11. Упражнение «Давай посчитаем». Согласование им. числительных с им. существительными. (Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов, шесть домов; одна машина, две машины… пять машин, шесть машин и т. д.).
12. Упражнение «Он, она, оно». Ребенок определяет родовую принадлежность увиденных предметов (без обозначения понятия рода). В комплекте должно быть 3 ряда картинок знакомых предметов.
Дорога – она, моя; дом – он, мой, машина – она, моя и т. п
13. «Из чего сделано?» ряд картинок сырья и изготовленных из этого сырья предметов. Дерево- деревянные стол, ложка,корыто; Железо- железные гвоздь, игла, кольцо; пластмасс- пластмассовые кубик, бутылка, ведро и т. д.
14. «Посчитай насекомых» (1, 2,5) карточки с изображением бабочек (жуков, гусениц, кузнечиков и т. д.) -1,2,5 одна бабочка, 2 бабочки, 5 бабочек.
Вывод:
Использование лэпбука позволяет педагогам реализовать современные требования ФГОС ДО, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
• уверенность в собственных силах;
• любознательность;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельность;
• инициативность.