Татьяна Степанченко
Консультация для воспитателей «Формирование навыков безопасного поведения на улицах у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста"
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Неумение наблюдать.
Невнимательность.
Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не только в обучении правилам дорожного движения, но и в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:
• Ребёнок – пешеход
• Ребёнок – пассажир
• Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)
С чем же мы должны познакомить детей:
Устройство проезжей части.
Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.
Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:
с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);
с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).
Правила езды на велосипеде.
Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
О работе ГИБДД.
Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».
Милиционер-регулировщик.
Педагог рассказывает детям о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в чернобелые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх — это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной к движению — это соответствует красному сигналу. Повернулся боком — можно идти, как на зеленый свет светофора.
Правила поведения в транспорте.
Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:
• входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через переднюю;
• маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
• маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
• разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
• нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров;
• нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
• принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Если ребенок потерялся на улице.
• Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, для этого он должен знать:
• Фамилию и имя свое и родителей
• Домашний адрес
Максимальное использование разнообразных форм организации образовательного процесса и видов деятельности по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется через интеграцию всех образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Беседы «Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации», «Источники опасности», просмотр презентаций и обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки тетушки Совы», чтение и рассматривание познавательных детских журналов, энциклопедий по безопасности для дошкольников.
«Социально-коммуникативное развитие»
Экскурсии целью которых познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком, светофором для пешеходов; наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов с изображением ситуаций на дороге, сюжетных картинок и иллюстраций знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением, иллюстрации патрульной машины ГИБДД, постов ГИБДД. Ситуативные беседы о том, что для пешеходов имеется специальный светофор, без желтого цвета; «Транспорт» и поведение пассажиров в нем, «Дисциплина на дороге-залог безопасности», и др. Игры-тренинги по теме: «Я потерялся», «Службы спасения». Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03», сюжетно-ролевые игры «Перекресток», «Я водитель», позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.
«Речевое развитие»
Чтение С. Волков «Правила дорожного движения», Л. И. Радзиевская «Ты и дорога», Н. Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок», Л. Гальперштейн «Шлагбаум», «Трамвай и его семья», стихи, считалки, словесные игры и дидактические загадки «О дорожном порядке». Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются опасные ситуации», «На островке безопасности».
«Художественно-эстетическое развитие»
Продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках», «Опасные предметы», рисование «Мой друг светофор», «Знаки для пешеходов», аппликация по теме, выставки творческих работ, конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных построек «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с ними, пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками», также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные развлечения по теме.
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Сигналы светофора», «Светофор и пешеход», «Движение автомобиля», игровые упражнения, тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «Азбука безопасности», игры – импровизации.
Организация формирования основ безопасного поведения у дошкольников невозможна без сотрудничества педагогов с семьей, поскольку знания полученные ребенком в ДОУ, необходимо закреплять в условиях семьи. Повышение родительской компетентности по данному вопросу, осуществляется с помощью разнообразных форм и видов работы:
• беседы,
• родительские собрания с использование мультимедийного оборудования,
• круглые столы для обсуждения проблемных ситуаций,
• консультации медицинского работника,
• совместные экскурсии, а
• также различные формы просветительской работы (информационные стенды, буклеты, творческие выставки рисунков, консультации, показ открытых мероприятий и т. п.)
Таким образом, в организации образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, используются как традиционные формы (беседы, игры- путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные (моделирование проблемно-игровых ситуаций, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность).