Синайская Наталья Сергеевна
Консультация для специалистов «Как повысить учебную мотивацию школьника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для специалистов
Слайд 1
Каждый педагог знает, что ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, и не осознавая потребности к ним.
В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к учебе, противопоставляется широкий набор развлечений: компьютерные игры, фильмы и многое другое. Поэтому пробудить интерес и ответственность к учению получается не всегда.
Слайд 2
Публикация «Консультация для специалистов „Как повысить учебную мотивацию школьника?“» размещена в разделах
Каждый воспитатель, педагог нашего Центра заинтересован в том, чтобы его воспитанники хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, развивали свои творческие способности, воспитывали себя, как личность, и в дальнейшем смогли найти достойное место в обществе.
Но подчас приходится с сожалением констатировать : "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у воспитанников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. И в этом не всегда виноваты сами дети, а скорее тот образ жизни, в котором они привыкли ежедневно находиться, и безразличное отношение родителей к воспитанию и обучению своего ребенка.
Слайд 3
Поэтому перед нами всеми – специалистами центра, перед школой, стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы ребенок по - настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для воспитанника, и нашли таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Слайд 4
Что же такое мотивация учебной деятельности. Мотив - это то, что побуждает ребенка к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремиться к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель, педагог? Могут ли они сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?
На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет.
Большой вклад в непростом деле воспитания и обучения детей внесли В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Ш. А. Амоношвили. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Нельзя обойти стороной и Российских педагогов. На их опыте строится успех современного обучения.
Слайд 5
О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К. Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
Слайд 6
Наверняка со стороны может показаться, что нет ничего сложного в том, что бы заинтересовать ребенка, держать устойчивый интерес к предметам. А вот и нет. Приходится постоянно искать пути индивидуального подхода к каждому ребенку. Ведь каждый ребенок – это личность. А к нам поступают дети, как правило, уже со сложившимся внутренним миром, характером, взглядами на жизнь, интересами, увлечениями. Почти 90 % из всех поступающих к нам в учреждение – это дети педагогически запущенные, отстающие, имеющие проблемы в обучении по многим предметам школьной программы. И мотивировать и формировать положительное отношение таких детей к учебной деятельности очень сложно, и здесь приходится находить что-то новое для себя и для воспитанников.
Слайд 7-8
Положительное отношение к учебной деятельности начинается, как я уже сказала с интереса, поэтому с первых дней пребывания ребенка в Центре стараюсь заинтересовать его. Как правило, через проведение групповых занятий, бесед, практических занятий, направленных на выявление интересов и способностей несовершеннолетних, вовлечение и участие их в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в учреждении, работе творческих мастерских и ряда других мероприятий.
Слайд 9
Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у учащихся воспитанников, должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями того, что несовершеннолетние более охотно посещают занятия,
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями воспитанника с учителями, педагогами, воспитателями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни класса, Центра.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учащимся воспитанником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного выполнения домашнего задания, получения новых знаний.
Чтобы эти положительные эмоции сформировались, всегда стараюсь показать свое хорошее расположение к ним. Интересуюсь прошедшим учебным днем. Радуюсь вместе с ними их успехам и огорчаюсь, если вдруг что-то не получилось.
Слайд 10
Хорошим методом формирования положительного отношения к учебной деятельности является создание ситуации успеха.
При создании ситуации успеха учитывается всегда следующее:
– Нет единых для всех учащихся воспитанников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
- Определить индивидуальную дорожку успеха в учебной деятельности каждого воспитанника. Беречь эту дорожку и искорку желания быть хорошим.
Ребенку очень важно постоянно чувствовать нашу поддержку и опору. А получая веру в успех, дети перестают боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к учению.