Оксана Кубовская
Консультация для родителей «Знакомство детей с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы -— значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. воспитать ребят в национальных традициях, обратившись к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Публикация «Консультация для родителей „Знакомство детей с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.
Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, можно собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы.
Для изучения народного искусства можно создать комнату и назвать ее «Светелка-рукодельница». В «светелке» собрать образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения: расписывают игрушки по типу дымковской, лепят посуду, украшают ее орнаментом, шьют рукавички. Работами детей может быть оформлено помещение детского сада.
Традиционно раз в месяц в «Светелке» можно отмечать именины. На них обязательно пригласить родителей именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята будут знать, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приходят любимые сказочные герои, проводятся веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. На примере всем показывают, что такое «братчина». Но самое главное, ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ : «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».
Далее идет работа по изучению русского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников.
Нужно соблюдать русские народные традиции и в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
Младших детей знакомят с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам и про Кота Воркота, и про гулей. Очень интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками,
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно было показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Ребят старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней
Восприятие частушки доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок — это для детей старшего возраста.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. На Святках они ходят со «звездой» — славят Христа, поздравляют соседей колядкой, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделают процесс игры более интересным и содержательным.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинать можно еще в младшей группе: показывать барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играть на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомить с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, демонстрировать несколько видов русской гармоники, баян.
В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах.