Клюева Екатерина
Консультация для родителей «Значение игры для развития ребенка»
▼ Скачать
Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что игра соответствует каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр развиваются познавательные процессы- любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д. В игре происходит развитие мышления, речи, воображения, памяти, расширение и закрепление представлений об окружающей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Значение игры для развития ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Для ребенка-дошкольника игра является ведущим видом детской деятельности. Именно в игре дошкольник узнает, как вести себя в различных обстоятельствах, узнает, какой он на самом деле в разных ситуациях.
По мнению психологов, если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности с общением. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности – спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «Я». Поэтому выбор нередко становится случайным или даже неудачным.
Нас должно тревожить, что дети стали меньше играть. Порой настораживает и сюжет игры. Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» можно и нужно не на саму игру – ведь она отражает то, чем наполнена жизнь, душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей, - это отражение мира, созданного взрослыми. (Это мы ТАК разговариваем друг с другом, ТАК укладываем малышей спать, ТАК отдыхаем, смотрим ТАКИЕ телепередачи, фильмы).
Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и мир окружающих их взрослых. В играх детей отражается наша взрослая жизнь.
Сюжеты игр меняются постоянно в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые. (Раньше играли в «красноармейцев», «мушкетеров», сейчас- в «крутых». На игры влияет и то, какие мультфильмы смотрят сами дети («Черепашки Ниндзя», «Спасатели Чип и Дэйл» и др.). Вслед за нами взрослыми дети перестали восхищаться полярниками и космонавтами, вслед за нами они «открывают» торговые точки, банки, бары и т. д., «заключают договора».
Нам взрослым необходимо, прежде всего, обеспечить детей игрушками и материалами для игр; дать свободное время и пространство и наблюдать, как и во что ваш ребенок играет.
К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно – доставление материалов для построек и игр, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот весь материал можно купить в игрушечной лавке. Ребенок будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом материале должны заботиться родители и воспитатели».
Отложите домашние дела, уделите детям внимание, станьте партнерами по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. В суверенную страну его мыслей и чувств мы должны вступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению.
«Я пришел из детства, как из страны», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по настоящему в ответе.
Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры :
«Съедобное- несъедобное».
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры : Взрослый называет разные предметы (картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок, в свою очередь, должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
Отгадываем «Вкусные» загадки.
1. В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Ответ: Сахар
2. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
Ответ: Бублик
3. Дедушка смеется,
на нем шубонька трясется.
Ответ: Кисель
4. Холодок в пакете
Едят и взрослые и дети
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Ответ: Мороженое
5. В воде родится, а воды боится.
Ответ: Соль
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры : Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры : Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры : Совместно с ребенком выберите тему игру ( н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры : Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.
«Обзывалки»
Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.
Правила игры : Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)
Задания на развитие мелкой моторики :
1. рассортировать белую и красную фасоль;
2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, например, риса войдет чашку, банку…
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Фантазируйте и играйте на здоровье!