Елена Куриленко
Консультация для родителей «Значение цвета в детских рисунках»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение цвета в детских рисунках
Отношения ребенка к цвету является объектом многочисленных исследований детских психологов. Большинство исследователей этой проблемы придерживаются того мнения, что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета. Но отношение ребенка к цвету и использование его в своем творчестве определяется также и социокультурным фактором. Например, деревенские дети имеют с цветом прямой контакт, в то время как их сверстники в большинстве современных городов лишены этого контакта и вынуждены «выдумывать» реки, растения, животных и пейзажи, которые они должны нарисовать. С другой стороны, городские дети в среднем более образованы в том смысле, что у них больше возможностей брать у взрослых уроки социальной жизни. Они чаще катаются на автомобилях, дома у них больше книг, журналов, а телефизор показывает больше программ, и к тому же они чаще окружены взрослыми, занимающимися интеллектуальной деятельностью. В целом быстрее учатся изображать то, о чем не имеют представления.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Городские дети рисуют, как правило, высотные, многоэтажные дома серых или неярких цветов, в рисунках же деревенских детей чаще можно встретить яркие, разноцветные дома маленьких размеров. Небо в городе чаще всего мутное от пыли, дома и выхлопных газов, а голубой цвет неба «навязывают» детям родители и воспитатели.
По мере взросления ребенок начинает пользоваться большим количеством красок и оттенков. Проследите за тем, как он расходует цветные карандаши краски : часто применяемые карандаши укорачиваются быстрее, в то время как некоторыми красками он перестает пользоваться вовсе. Для лучшего стимулирования ребенка к рисованию, к использованию большего количества красок дарите ему наборы красок и карандашей всех цветов, причем делайте это с самого раннего возраста. Поощряйте его свободно сочетать цвета, узнавать и пробовать их. Говорите с ним о сочетании определенного цвета с предметом, который он собирается нарисовать. Большой выбор цвета позволит ребенку не только научиться различать вещи внешнего мира, но поможет более точно выразить свои чувства в рисунке.
Цвет в рисунках детей не имеет строго значения, но тем не менее можно выделить некоторые общие особенности. Например, если ребенок рисует оранжевого кота, а не коричневого или черного, это означает, что он просто развлекается, а не пытается сочетать цвет с рисуемым объектом, отражая объективную реальность, - то есть на данный момент сочетаемость цвета с объектом его может просто не интересовать.
Однажды на прием к психологу пришла взволнованная мама и принесла рисунок своей четырехлетней дочери. На рисунках животные, дома люди, были нарисованы красным цветом. Женщина рассказала, что в последнее время ее девочка рисует только красной краской, не желаю использовать другой цвет. Нормально ли это? Чаще всего в таком возрасте ребенок осваивает цветовую гамму, и поэтому применение одного цвета говорит о том, что малыш находится на стадии знакомства с одним цветом, ему нравится этот цвет, и он предпочитает его другим. Постепенно, осваивая другие цвета, ребенок будет использовать и их в своих рисунках.
Многие психологи утверждают, что каждый цвет несет в себе определенный символ страха, горя, гнева, любви, ненависти. В этой области были проделаны интересные исследования и эксперименты, но результаты оказались довольно спорными. Здесь тоже очень многое определяется социокультурными особенностями. Немногие, наверное, знают, что, например, в Китаю и Индии цветом траура и печали считается белый цвет, а во многих странах лиловый цвет является цветом любви и счастья. Так что, если ребенок окрашивает в черный цвет человеческую фигуру, это может означать, в зависимости от обстоятельств, агрессивность или страх, тоску или подавленность и т. д.
Поскольку здесь нет строго установленных правил, их может заменить ваше знание ребенка. Проследите, в частности, как он использует цвета : если с неохотой, то это может указывать на депрессию и меланхоличные настроения. Понаблюдайте, как ваш ребенок рисует, если он уравновешен или, напротив, неуравновешен: он может смешивать или не смешивать цвета, накладывать их друг на друга или активно пользоваться стирательной резинкой, соблюдать или не соблюдать очертания фигур и т. д. Если он испытывает чувства гнева, то скорее всего в его рисунках будет преобладать насыщенно красный, черный или другие темные цвета и оттенки.
Но для того чтобы точно знать о чувствах, которые заложены в рисунке вашего ребенка, вам необходимо следовать следующим рекомендациям.
1. Попросите его рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков. Когда ребенок раскрашивает рисунок, спросите, какой у этого предмета запах, горячий он или голодный, гладкий или шероховатый, прозрачный или непрозрачный, с чем его еще можно сравнить.
2. Отметьте соответствие между ответом ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем вновь дайте ему задание, но на этот раз противоположное: нарисовать прозрачный (или блестящий, холодный, душистый и т. д.) предмет.
3. Обратите внимание на регулярность соответствия цветов. Как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в синий цвет, шероховатые – зеленый, душистые – в розовый, горячие – в красный и т. д.
4. Наконец, вы узнаете, с одной – с какими чувствами ассоциируется тот или иной цвет, а с другой стороны, вы научите его ещё лучше узнавать цвет и сможете наблюдать малыша, учитывая его душевное состояние.
Таким образом, только после вышеописанных процедур вы получите более ясное представление об основных значениях, приписываемых ребенком цвету, и сможете лучше понять, что он хочет выразить, рисуя картину.
Использованная литература
1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Литера, 1997.
2. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М. : Генезис, 2009.
3. Сертаков Н. М. Если ваш ребенок дерется… : Методическое пособие для родителей, педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80с.