Скворцова Елена Анатольевна
Консультация для родителей «Значение целенаправленной работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. Пускать на самотек развитие произвольного внимания у ребенка ни в коем случае не рекомендуется. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, мы одновременно помогаем ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка - залог успешного обучения в школе!
Публикация «Консультация для родителей „Значение целенаправленной работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Если в раннем возрасте внимание ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то старший дошкольник сам начинает определять собственное внимание. Внимание включено во все психические процессы, выступает как их необходимый компонент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов. Проблемы внимания исследовались Ухтомским А. А., Бродбент Д. Е., Ланге Н. Н., Узнадзе Д. Н., Выготским Л. С., Гальпериным П. Я. и др. Они выдвигали различные теории внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой.
Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего мира, позволяет им сконцентрироваться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Внимание является залогом успешного развития, обучения и воспитания детей.
Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.
Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания – на один или несколько объектов:
1. Концентрация – сосредоточенность человека при полном отвлечении от всего остального.
2. Объем внимания – это количество объектов, на которые может быть направленно внимание при одновременном их восприятии.
3. Устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте.
4. Распределение – возможность одновременно выполнять несколько различных видов деятельности.
5. Переключаемость – это способность переходить от одного объекта к другому.
Все вышеперечисленные свойства внимания нужно развивать с ранних лет, чтобы человек был успешным в любом виде деятельности.
Существенным признаком развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый компонент произвольного внимания. Без целенаправленной развивающей работы, стихийно складывающиеся процессы внимания не достигают уровня, обеспечивающего своевременное психическое развитие ребенка.
Так как у детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая, то и развивается ребенок играя.
В программе дополнительной услуги «Затейники» подобранный комплекс игр способствует развитию всех видов и свойств внимания, увеличению его объема, возрастанию распределения внимания, внимание становится более устойчивым, что показывает мониторинг за прошедшие годы. Параллельно с развитием различных свойств внимания у детей развиваются мышление, память, восприятие, речь, мелкая и общая моторика, быстрота реакций. Дети лучше ориентируются в пространстве, на листе бумаги, начинают видеть временные рамки своей деятельности - это все входит в понятие «готовности детей к школе».
Ребенок, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается работоспособностью, активность, проявляющимися во время обучения на занятиях и вне их.