Екатерина Мальцева
Консультация для родителей «Загадка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 5 летним детям.
Публикация «Консультация для родителей „Загадка в жизни ребенка“» размещена в разделах
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки :
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Дети очень любят отгадывать загадки, и у каждого педагога в своей копилке есть интересные игры с использованием загадок.
Загадка-это своеобразное описание предмета и его свойств по определенной схеме-опоре.
Самый простой вариант - это описание выбранного предмета по вопросам: «На что похоже?», «Чем отличается?» или «Что делает?», «На что похоже?»
Пример составления загадки про цветок :
- На что похож цветок? - На бабочку.
- А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.
- Еще на что похож? - На зонтик, но маленький.
- А еще? - На бантик, но бантик не живой.
Бабочка - Не летает
Зонтик - Маленький
Бантик - Живой
Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Пример составления загадки про белку
- Что делает белка?
- Прыгает, карабкается, собирает, грызет.
- Прыгает как кто или что?
- Прыгает как зайчик.
- Карабкается как обезьяна.
- Собирает как хозяйка.
- Грызет, как хомяк.
А теперь научимся загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например: «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина» - получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом – там нет кабины и колес меньше). Эта схема очень полезна, т. к. позволяет сравнить, например, состав схожих предметов.
Существуют также «молчаливые» загадки. В данном случае рисуется только часть загаданного предмета (например, хвост от кота, а отгадкой будет кот).
Есть и другие варианты составления загадок, например, используя противоречия «Вчера мягкий, сегодня твердый» (хлеб).
Если ребёнок не умеет отгадывать загадки, он должен попробовать сделать это с другой стороны. Как поймет принцип составления загадок, так и сможет их и отгадывать и сам придумывать.
Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.