Валентина Сметанина
Консультация для родителей «Зачем нужны правила ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужны правила?
Всем известно высказывание М. Бакунина «свобода одного человека
заканчивается там, где начинается свобода другого», которое передает всю
сущность понятия права человека. Общество формирует правила, законы –
которые с одной стороны защищают свободу личности, а с другой стороны
ограничивают, чтобы реализовать права другого….
Правила и законы нужны для благополучия и безопасности всех.
Иногда установленные в обществе ограничения и запреты бывают неудобны.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем нужны правила ребенку?“» размещена в разделах
Но мы понимаем, что без правил, например дорожного движения, без
этических норм мир превратится в хаос.
Для ребенка права и правила начинаются в семье. Следующий уровень
- это правила и дисциплина в детском саду. Жизнь ребенка в семье без
правил не может быть комфортным местом. Как в прочем ни для одного из её
членов. Правила – это необходимость.
Они очень важны для усвоения социальных норм поведения, для
понимания того, что у каждого действия есть последствия. Зная правила,
дети чувствуют опору и четкие ориентиры. Устанавливайте правила мягко,
четко и уверенно – это даст ребенку возможность опираться на вас,
чувствовать себя защищенным.
Так какими же должны быть правила?
Правила должны быть конкретными, понятными для ребенка, а не иди туда,
не знаю куда….
Достижимыми – по силам и с учетом возрастных особенностей.
Значимыми - ребёнка нужно мотивировать на соблюдение правил. Нужно
объяснить, в чём лично для него заключается выгода от правила. Ведь любое
правило вводится в интересах ребёнка. В чём эта выгода? Ребёнок должен
чётко это понимать
Формулировать правила необходимо в утвердительной, положительной
окрашенной форме. Нужно напоминать ребенку о правилах, как будто он
забыл, а не использовать как карательную функцию. Потому что, если вы
делаете замечание, а ребенок считывает ваше раздражение и злость – у него
меняется мотивация с достижения успеха в усвоении правил на избегание
неприятных эмоций. Вспоминаем, что особенность этого возраста –
спонтанность, а способность к произвольной саморегуляции в стадии
формирования.
Правила должны быть согласованы между родителями и другими
взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе ребёнку придётся выбирать,
чьи требования выполнять. Что приведет к формированию привычки
ориентировать на внешние признаки, а не выстраивать собственную систему
ценностей.
Правила должны быть гибкими. Помимо двух крайностей «можно» и
«нельзя», нужно использовать ещё как минимум две промежуточных формы:
«можно, но в определённых границах» и «нельзя, но в исключительных
случаях можно». Это позволяет сделать правила более гибкими, а, значит,
более эффективными.
Такая гибкость в установлении правил позволяет добиваться и большего
послушания, и одновременно приучает детей к самостоятельности и
ответственности. В воспитании крайне важно соблюдать баланс между
опекой над ребёнком и его независимостью от родителей. Ведь задача
воспитания не только – послушание, а благополучие ребёнка. А для
достижения благополучия ребёнка родители обязаны научить его думать,
анализировать, принимать решения, реализовывать решения и нести
ответственность за последствия.
Тёплые, доверительные отношения – это камертон для воспитания, а значит
залог успеха