лариса осадчая
Консультация для родителей «Зачем нужна предметно-развивающая среда ребенку»
▼ Скачать +Заказ
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем нужна предметно-развивающая среда ребенку“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:
Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.
Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.
В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением предметно-развивающей среды детского сада.
Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?
Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?
Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
Содержательно-насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Вариативной
Доступной
Безопасной
Соответствовать возрастным особенностям детей и программе. 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Цель: Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Задачи: • сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим содержанием; • обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя) : -центр игры -центр двигательной деятельности -центр конструирования -центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор: -центр книги -центр отдыха -центр природы Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности). -центр познавательной и исследовательской деятельности - центр продуктивной и творческой деятельности -центр правильной речи и моторики.
Советы для родителей по теме : Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях :
Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией. Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.