Людмила Симонова
Консультация для родителей. Эпистолярное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Эпистолярное искусство.
В дошкольном возрасте ребенок исключительно восприимчив в отношении языкового материала
Так называемым «материнским» способом ребенок усваивает лишь один вид речи — устную. Письменной он будет обучаться в школе. А вот готовить дошкольника к овладению в будущем письменной речью можно, нужно и очень полезно во многих отношениях.
Публикация «Консультация для родителей, Эпистолярное искусство» размещена в разделах
Подготовка же дошкольника к овладению письменной речью как видом речи, отличным от устной по своим психологическим особенностям, большей частью не ведется в семье и не всегда в достаточной мере — в детском саду. Незаменимым в этом отношении средством, доступным дошкольнику, является совместное со взрослыми сочинение писем отсутствующим родным, товарищам по играм, заболевшему другу и т. п.
Сочинение писем (исключая служебную, деловую переписку) всегда содержит в той или иной мере элемент творчества, что и дает основание говорить об эпистолярном искусстве.
Привлечение ребенка к переписке с родными, со знакомыми детьми имеет еще и выраженную нравственную сторону: способствует формированию и укреплению таких ценных нравственных качеств и чувств, как дружелюбие, любовь к близким, внимательное отношение к ним, родственные чувства, заботливость, способность к сопереживанию; побуждает к добрым поступкам и доступным ребенку проявлениям милосердия. Кроме того, с детских лет закладывается очень хорошая привычка поддерживать переписку и с ее помощью дружеские связи.
Обдумывая совместно со старшими содержание письма, ребенок осмысливает собственные поступки, может пожалеть о содеянном, захотеть что-то исправить в своем поведении. На подобные мысли его могут натолкнуть и взрослые.
Как же создаются письма, когда ребенок еще не умеет писать? Ответ на этот вопрос однозначен: под его «диктовку». Мы уже привыкли к тому, что ребенок может научиться плавать раньше, чем ходить. И это нашло широкое практическое воплощение, несмотря на первоначальное сопротивление многих родителей. Вот и сочинять письма учите раньше, чем писать. Ребенок рассказывает, а взрослый (или кто-то из старших детей) записывает, помогает вопросами, ненавязчивыми советами. Написанное обязательно прочитывают вслух и, если понадобится, вносят дополнения, исправления по инициативе ребенка или с его согласия по совету старшего.
Выбирать адресата следует не тогда, когда у родителей появилось намерение заняться с ребенком письмом, а заранее. Вся затея выглядела бы надуманной, если бы, усадив ребенка рядом с собой, вы стали бы решать, хоть и вместе с ним, «кому будем писать». Могут только повредить осуществлению ваших намерений и указания: «Будешь учиться сочинять письмо» или «Надо учиться.» и т. п. Гораздо более действенными оказываются упоминания о том, что приславший ранее письмо ждет ответа. «Славик интересуется, когда ты приедешь»,— говорите вы. «Дедушке очень хочется узнать, получил ли ты его посылку и понравился ли тебе альбом». Подобного рода высказывания побуждают ребенка изъявить желание послать письмо или принять предложение взрослого об этом.
Прежде чем приняться за письмо, надо сообщить ребенку некоторые правила его составления (а если это делается не в первый раз, нелишне напомнить о них) : письмо начинается с обращения, затем можно сообщить что-то о себе, задать вопросы, касающиеся адресата, высказать пожелании ему. В конце попрощаться и написать свое имя.
Взяв лист бумаги или открытку, удобно расположившись вдвоем, спросите: «С чего начнем?»
Если ребенок не знает, о чем сообщить дальше, подскажите ему, что он может сказать о том, где он побывал, чему научился, о домашнем животном, о братьях и сестрах, то есть обо всем, что может быть интересно адресату. Дальше может быть задан вопрос: «Хочешь ли ты о чем-нибудь спросить дедушку?» или «О чем ты хотел бы, чтобы тебе написал Витя?». Затем можно спросить: «Что напишем в конце письма?»
Главное в таком совместном сочинении письма — не подавлять инициативу ребенка! Постараться максимально воплотить его замысел и предложенную им форму выражений, тактично подсказывать возможные варианты.
Письма ребенка, пусть и написанные не его рукой, а лишь продиктованные им, по возможности сохраняйте. Они не только будут интересны ему, когда он станет старше (как бывают, интересны детские фотографии, но могут стимулировать его к такого рода действиям, теперь уже самостоятельным.
Приобщение детей с малолетства к эпистолярному искусству будет способствовать возрождению духовной культуры.