Валентина Карасева
Консультация для родителей «Экспериментирование в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментирование в раннем возрасте!»
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментирование в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Цели экспериментирования – укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные способности, развивать мелкую моторику.
Для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы.
При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому:
1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
2. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных. За один раз предлагается рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и внимательными.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Предлагаем Вашему вниманию игры-эксперименты для совместной деятельности с детьми:
1. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у ребенка
Ход занятия: Показать ребенку, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)
2. «Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность к происходящему.
Ход занятия: На стол поставить таз с водой. Обратить внимание на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Воздух под водой». Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать ребенку тоже подуть в свою трубочку.
4. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство с весом предметов.
Задачи: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).
5. «Игры с губкой». Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития ребенка.
Задачи: познакомить со свойствами губки, учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия: мама преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребенка, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
6. «Бумага». Эксперимент
Цель: познакомить ребенка со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая ребенка интересным звуком. Дать ему попробовать самостоятельно помять её.
7. «Снег. Какой он?». Рассматривание
Цель: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках, развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести домой. Ребенок знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
8. «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Взрослый говорит: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Ребенок бежит к стене и пытается поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
9. «Плавает, тонет». Опыт
Цель: Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
Таким образом, родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка.). Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.