Марина Крицкая
Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Летом, особенно во время отпуска, люди отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями: кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе, кто-то поедет на море. Насколько познавательным для ребенка могут быть эти дни, проведенные вместе с родителями. Лето – прекрасная пора. Это самое благоприятное время для общения детей с природой. Поэтому родители должны серьезно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения с детьми, необходимо самим хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. Каждой семье нужно знать, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить. Воспитатель должен предоставить такую информацию. Именно педагог как специалист может помочь подобрать интересную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Важно провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому, необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми.
Публикация «Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период» размещена в разделах
Лето — время интересных прогулок. Их необходимо использовать для уточнения уже имеющихся у ребенка представлений о природе, расширения и углубления знаний о ней.
Например, прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полюбоваться красотой и простором луга.
Во время прогулки на поляну можно понаблюдать за ее обитателями — бабочками (лимонница, капустница, махаон, крапивница, жуками (бронзовка, божья коровка, кузнечиками, пчелами.
Интересны летние экскурсии к водоему. Можно рассказать ребенку о том, что в нем живут разные животные (лягушки, жуки-плавунцы, личинки насекомых, растут растения (стрелолист, кувшинка, учит узнавать и различать их. Детей надо учить наблюдать за животными водоема, устанавливать связь между их поведением и условиями среды.
На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной.
С детьми очень интересно и запоминающе проходят прогулки в лес. Важно сформировать конкретное представление о лесе как месте для жизни разных растений и животных. Обратить внимание на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе найти знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину. Найти разные породы деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.). Можно поиграть в игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары. Также необходимо знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Полезно познакомить своего малыша с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
Родители должны понимать, что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш – одно из самых ядовитых растений, но вместе с тем это лекарственное растение. При подготовке к летнему сезону обязательно должны быть оформлены консультации для родителей "О полезных и ядовитых растениях и грибах нашего леса", "Ядовитые растения", "Съедобные и ядовитые грибы", выставки справочной литературы.
Родителям можно предложить следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
Наблюдаем за живой и неживой природой, учимся замечать прекрасное в природе (фотографии, выставка рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).
Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок.
нарисовать летние пейзажи, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные работы детей и родителей.
Узоры на мокром песке.
Песочные фигуры.
Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни.
Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.
Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
Провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги.
Эксперименты и исследования летом: наблюдение за созвездиями на ночном небе, выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка.
Создание рукописной книги о летнем отдыхе.