Ченикало Анна
Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребёнка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Публикация «Консультация для родителей „Всегда ли правильно звучит ваша речь“» размещена в разделах
Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, бабушки и дедушки, но и ваши языковые особенности.
Ребёнок передаёт ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Например, как разговаривают дети, когда играют. Девочка то и дело покрикивает на свою куклу-дочку, а заодно и на партнё ра по игре: - Тебе что сказано – не трожь! Ведь сказала – ложи сюда! Другая девочка поправляет её : - Надо говорить не «не трожь», а не трогай… И не «ложи», а клади. И кричишь ты всё почему – то…Не хорошо это. Но та возражает: - Это почему же нехорошо? Так моя мама говорит…А если её не слушает моя сестрёнка, то и крикнуть на неё нельзя, что ли? - Всё равно нехорошо это…Разве так говорит наша Светлана Анатольевна? (имеется в виду воспитатель). Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, собраниях и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему? Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем фразы, порядок слов и т. д. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и её дефицит. Здесь можно слышать неправильно употребляемые фразеологические обороты типа "иметь роль", "играть значение" (вместо "играть роль", "иметь значение"); просторечную конструкцию - "грустить за кем- или за чем - нибудь" вместо "грустить о ком- (или о чём) или по кому- нибудь"; неправильные ударения в словах. Часто допускается ошибка в употреблении глагола "занять" вместо "одолжить", т. е. в значении, прямо противоположному литературному: " Дать взаймы, в долг кому-нибудь". Воспитатель обращается к своему коллеге: "Займите мне, пожалуйста, цветной бумаги". Получив, благодарит: " В следующий раз и я займу вам то, что понадобится". Таким образом, были допущены ошибки: вместо "Займите мне, пожалуйста" надо сказать "Одолжите" или "Дайте взаймы"; вместо "Я займу вам"- "Я одолжу вам" или "Я дам взаймы". Нередко педагог, давая поручение ребёнку, говорит: "Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку". Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне "велела" - невежливо; велеть - значит приказывать.
Важно, чтобы ребёнок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: "Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я её прошу. " Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: "Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что. " Вместо "она" следует называть человека по имени и отчеству. Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны ещё и умения использовать необходимые языковые средства - соответствующие интонации, логические паузы и ударения, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и. т. д. Одна из задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы6 как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят? Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д. Значит педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами. а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова - сорняки ("это самое", "ну", "вот так", "так сказать" и др.); исключить всякого рода огрублённые выражения, избегать просторечий. Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразен выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далёкие по своему содержанию от мира детских мыслей.