Папки-передвижки

Консультация для родителей «Воспитание эстетических потребностей ребёнка (гармония, порядок, красота, музыка) в семье»

Гребенюк Ольга
Консультация для родителей «Воспитание эстетических потребностей ребёнка (гармония, порядок, красота, музыка) в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание ребенок должен получать не только в детском саду, но и дома. В современном мире свое свободное время, чаще всего, дети проводят за компьютером, телевизором или телефоном. Это не только не способствует развитию эстетического воспитания, но и вредит здоровью. Задача взрослых, помочь детям увидеть не только экран монитора, но и окружающий мир.

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание эстетических потребностей ребёнка (гармония, порядок, красота, музыка) в семье“» размещена в разделах

В семье эстетическое воспитание осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, декоративно-прикладное творчество, развивающие игры для детей. Не надо перекладывать всю ответственность в этом вопросе только на детский сад. Воспитатели на занятиях учат детей видеть и чувствовать все то прекрасное, что нас окружает. Но эстетическое воспитание так же должно продолжаться дома, в семье. Только вместе, в тесном сотрудничестве и личным примером мы сможем воспитать в ребёнке эстетический вкус. И в дальнейшем у детей уже сформируется эстетическая потребность в гармонии, порядке и красоте.

Самая первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита и воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования гуманистического отношения к окружающему миру.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье? Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать мелкие детали в крупном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя развитию эстетической восприимчивости. Любая экскурсия на природу, прогулки в городе, в парке имеют большое значение для ребенка. Во время прогулки родители должны обращать внимание ребенка на окружающий мир: «Посмотри, какое красивое сегодня нежно-голубое небо, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они темно-красные, а у березки золотистые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу». В городе также надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий, памятников архитектуры, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого, эстетические чувства, вызываемые окружающим миром, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка не только к родной природе, но и к своему городу, к своей стране.

Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости у детей дают также занятия по рисованию. Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству. Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к окружающему миру. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая сначала пальчиковым рисованием, затем карандашом и красками. Рисуют дети, в основном, всегда с большим увлечением. Самое главное для родителей - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, проведение домашних выставок картин, посещение картинных галерей вместе с ребенком - все это доступно любой семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка. Дети любят рисовать сами, и это их желание необходимо всемерно поддерживать, обеспечивать ребят красками, карандашами, бумагой, не скупиться на совет, помощь и внимание к их рисунку. Чтобы не отбить у детей охоту рисовать, необходимо избегать резкого осуждения неудачных рисунков, не называть их «мазней», не говорить, что рисунок ни на что не похож. Важно заметить, что ребенок, прежде чем нарисовать что-либо, пытается внимательно рассмотреть предмет. Надо помочь ему увидеть, какие оттенки имеет лепесток цветка, сколько различных зеленых карандашей надо, чтобы окрасить листья дерева; пусть при изображении любых предметов ребенок насладится их формой и окраской. Очень часто младшие школьники рисуют только машины и дома. Это значит, что у них недостаточно развита наблюдательность. Родители должны им помочь научиться видеть и восхищаться тем, что расположено вокруг. Они могут показать им летний, осенний или зимний пейзаж, подсказать, как его изобразить на бумаге, объяснить, что такое передний план, средний и дальний. Показать, как нарисовать лес, речку, дорогу, как подобрать нужный цвет красок. В этом родителям могут помочь книги из серии «Учись рисовать». Родители должны пользоваться любой возможностью, чтобы сходить с детьми на выставки картин, скульптуры, изделий народного художественного творчества.

Большую роль в эстетическом воспитании также играют книги. С дошкольного возраста дети, затаив дыхание, слушают сказки о Красной Шапочке, которую съел волк, о Сером волке, который помог Ивану победить злого царя, и другие. Сказочные образы вызывают у ребят горячие чувства симпатии к смелым и благородным поступкам, и отвращение ко всему злому и низкому. Сказки развивают в детях чувство справедливости, непримиримость к злу, помогают детям разобраться в том, что хорошо, а что плохо. У детей появляется желание подражать любимым героям в своих играх и поступках. С литературой знакомить детей уже желательно в возрасте от 2-3 лет, когда они способны понимать смысл прочитанного. Лучше всего для начала выбирать стихотворения известных детских поэтов, талант которых проверен годами. Современные красочные книги способны увлечь малыша яркими рисунками, но далеко не всегда их содержание может называться литературным произведением. Поэтому не стоит рисковать и лучше приобретать книги опытных мастеров с простыми и в то же время небанальными рифмами и интересными сюжетами. Очень правильно поступают те родители, которые уже с дошкольного возраста 2-3 раза в неделю читают вслух и обсуждают с детьми художественные произведения, обращая внимание на поэтическое описание природы, красоту родного языка, на характеристику героев. Чтение стихов приучает детей к красивым оборотам речи, прививает любовь к поэзии. Детям надо чаще слышать стихи великих русских поэтов - С. Маршака, С. Михалкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Твардовского, А. Барто, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, которые будут развивать их память, образность художественной речи. Ребенка школьного возраста можно начинать знакомить с классической литературой, выбирая интересные ему произведения и стараясь не давать читать сложные, перегруженные смыслом произведения, которые способны отбить охоту читать даже у самых любознательных детей.

Одним из видов искусства является музыка. Известно, что без музыки, песен и танцев наша жизнь скучна и неинтересна. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Во многих семьях есть детские музыкальные инструменты – игрушки - металлофон, ксилофон, арфа, дудочка. Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию на слyx, иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и просто фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого активна - это совместное слушание музыки, совместное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой. К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, ведь ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью, например, тихими играми или рисованием. Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений ребенка, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии. Композитор Д. Кабалевский писал, что есть искусство «развлекательное», смысл которого в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого большого, истинного искусства намного шире. Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать его лучше, умнее, сильнее. Очень важно, чтобы родители и дети слушали не только веселую, легкую музыку, но и оперную, и симфоническую. К сожалению, в большинстве семей, и взрослые, и дети предпочитают слушать легкую развлекательную музыку. Поэтому с детских лет необходимо посещать с детьми концерты, ходить с ними в оперу и на балет, если выпадает такая возможность. Полезно устраивать в семье «домашние концерты», на которых поют и играют, танцуют и декламируют все члены семьи. Пусть дети поют в школьном хоре, учатся в музыкальной школе, слушают диски с музыкой, где есть записи произведений различных музыкальных жанров : и эстрадные песни, и русские народные, и арии из опер, и мюзиклы. Это позволит им выработать хороший музыкальный вкус, поможет отличать настоящее искусство от подделки. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться использовать его возможности наиболее полно.

Семья должна вырабатывать у детей умение отличать действительно художественное творчество от различного рода подделок в искусстве, развивать нетерпимое отношение к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. Родители должны учить детей различать, что хорошо, что плохо. Нужно показать детям истинное искусство, то, что можно считать образцом для подражания!

Как же родителям помочь ребенку увидеть красоту в природе, в художественных произведениях, в волнующей музыке? Конечно же, с помощью своего личного примера. Читать с детьми, ходить в музеи и театры, слушать не только популярную, но и классическую музыку. Да, не каждый ребенок станет художником, музыкантом, но ребенок способный восхищаться красотой природы, красотой звучания музыки, благородными поступками героев, постепенно осознает, что все это надо ценить, оберегать и защищать. Помните, воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека, и для общества.

Для ребенка среда – это, прежде всего его семья. Все зависит от того, каков уровень культуры в семье, каковы её интересы. Когда родители понимают, что обязаны не просто вырастить ребёнка, а вырастить его культурным, с широкими запросами человеком – только тогда решаются проблемы эстетического воспитания в семье. Сейчас имеется много доказательств того, что при полноценном эстетическом развитии ребенка лучше идет формирование его умственных способностей, глубже усваиваются нравственные нормы поведения, развиваются трудовые и физические способности, то есть формируется всесторонне развитая личность. Эстетическое воспитание в семье, охватывающее в основном дошкольный и школьный периоды жизни детей, плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет только укрепляться и совершенствоваться!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как привлечь ребёнка к труду в семье» Очень важно приучать ребёнка помогать родителям, выполнять несложные поручения в семье. Родители будут гордиться, когда ребёнок станет трудолюбивым,.

Консультация для родителей «Музыка начинается в семье» "МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ" УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ! Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку. Детство - самая.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность - это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.

Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье»Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети.

Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание эстетических потребностей ребёнка (гармония, порядок, красота, музыка) в семье»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 14:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание эстетических потребностей ребёнка (гармония, порядок, красота, музыка) в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Гребенюк Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД