Надежда Осовская
Консультация для родителей «Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание. Игры на развитие сенсорного восприятия развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности у детей; формируют эмоционально-чувственную сферу личности ребенка.
Я предлагаю вашему вниманию игры, требующие минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей 2-3 лет.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом.
1 Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер-игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание : например, завязать ему глаза. Предложите ребёнку, и попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, восторгу не будет предела.
2 Игра «Сделай бусы для мамы»
Необходимо взять макароны, полые внутри и нанизывать их на шнур или веревку. Можно чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы.
3 Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
4 Игра «Песочница»
Поднос с ярким, красивым рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (лучше манную). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (цветок, забор, дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию мелкой моторики рук, массажирует пальчики Вашего малыша. И еще развивает фантазию и воображение.
5 Игра «Шагаем в пробках»
Пробки от пластмассовых бутылок могут помочь нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы. Мы любим забавы холодной зимы.»
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…Какое? Ну, конечно! «Мишка косолапый, по лесу идёт…» Здорово, если ребенок будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
На развитие тактильных ощущений предлагаю:
1 Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаем определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.
2 Игра «Прятки»
Те фигуры, которые достали из «чудесного мешочка» (5 штук) ставим к себе на стол и просим детей запомнить их расположение, затем накрываем их платком и незаметно убираем одну из фигур. После этого ребенок должны определить, какая фигура «спряталась».
3 Игра «Найди пару»
Предлагаем ребенку с закрытыми глазами ощупать поверхность ладошек с разной фактурой. Затем подобрать пару.
Игра на развитие обоняния
«Подбери по запаху»
В коробочках от киндер-сюрпризов делаем отверстия и кладем туда кусочки лимона, апельсина, чеснок, лук, яблоко. Необходимо по запаху угадать, что это?
Игры на откручивание:
Игра «Подбери колеса»
Делаем аппликацию машины или поезда. Вместо колес делаем отверстия и вставляем горлышки от пластиковых бутылок. Необходимо подобрать колеса (пробки) по цвету кабины или кузова. (Можно добавить светофор)
Также можно в пластиковом контейнере сделать прорези и вставить горлышки, которые можно украсить цветочками, бабочками разных цветов и подбирать к ним пробки по цвету и размеру.
Упражнения с массажным шариком, грецким орехом, шестигранными карандашами:
- выполняется правой и левой рукой;
- двумя руками одновременно (После каждого упражнения расслабить пальцы рук – потрясти кистями).
Развитие слухового внимания.
1 Игра «Где я?»
Необходимый инвентарь: бубен или колокольчик.
Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.
2 Игра «Отвернись и угадай»
Необходимый инвентарь: карандаш или ручка.
Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по стакану, по баночкам.
Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите.
Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы угадываете.
Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия детей 2-3 лет способствуют познанию ребенком самого себя, побуждают его к самосовершенствованию, учат самодисциплине, настойчивости, выдержке, усидчивости.
Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
подготовил: воспитатель 1 категории
МБДОУ «Детский сад «Колобок»
Тормоз Надежда Владимировна
2017.