Любовь Шаталова
Консультация для родителей «Воспитание положительного отношения к сверстникам»
▼ Скачать + Заказать документы
В программе «Радуга» Т. Н. Дороновой отмечается, что возможность общения детей друг с другом, совместные игры и занятия являются благоприятными условиями воспитания детей, способствуют развитию социальных чувств, формированию положительных взаимоотношений. Воспитатель с первых дней пребывания детей в дошкольном учреждении учит их способам проявления внимания к сверстникам, правилам поведения среди них, а также выполнению указаний взрослого. Педагог формирует у детей положительное отношение к сверстнику, учит их доброжелательности, отзывчивости.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание положительного отношения к сверстникам“» размещена в разделах
Младшие дошкольники не имеют достаточного опыта совместной деятельности, нередко они испытывают трудности при общении друг с другом, оказываются «нечувствительными» к обращениям сверстника. Есть дети, которые не умеют играть с ребятами или заниматься коллективно какой-либо деятельностью.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают играть парами, но без должного взаимодействия. У них недостаточно развиты умения обратиться к товарищу, договориться с ним. В течение дня воспитатель имеет возможность на конкретных примерах обучать детей способам поведения, которые помогают формировать доброжелательные взаимоотношения. Например, ребенок пришел в группу после длительной болезни, он ходит по группе один, присматриваясь к сверстникам. Если воспитатель оставит его без внимания, он будет чувствовать себя одиноко среди детей, загрустит. Не захочет идти в детский сад. Поэтому педагог должен обратить внимание окружающих детей на этого ребенка, подсказать, как можно его вовлечь в совместную деятельность.
Общение педагога с детьми занимает ведущее место в формировании у них правильного поведения в коллективе. Именно в повседневной жизни воспитатель учит детей поступать в соответствии с определенной моральной нормой, пожалеть, поделиться с товарищем, оказать помощь, проявить щедрость, обратить внимание на состояние сверстника. Это общение приводит к образованию феномена «детское соучастие», рассматриваемое как первая ступень в развитии симпатии.
Из-за недостаточного опыта совместной жизни в коллективе малыши нередко нечаянно причиняют друг другу неприятности, которые способствуют возникновению отрицательно-эмоционального состояния. Дети могут нечаянно столкнуться, обидеть своего сверстника, взяв игрушку, с которой он играет, нечаянно разрушить постройку. Чтобы такие действия не приводили к формированию отрицательного отношения к своему товарищу, воспитателю необходимо стремиться воздействовать сразу и на обиженного ребенка, и на того, кто нечаянно обидел.
Воспитатели порой упускают моменты, где нужно обратить внимание на обиженного ребенка, оказавшегося в трудном положении. В повседневной жизни дети часто обижают друг друга, иногда даже не замечая этого. Педагог должен выяснить, что послужило причиной обиды, почему дети не хотят играть вместе или помогать друг другу. Если ребенок обращается с жалобой к воспитателю на сверстника, то он часто оказывается под защитой у педагога, хотя и не всегда бывает прав. В таких случаях воспитатель должен тщательно разобраться в поступке, объяснить действия детей, постараться после конфликта занять ребенка какой-либо деятельностью, чтобы обиженный оказался в кругу сверстников, а не отошел от воспитателя один. В любых ситуациях ребенок должен чувствовать, что вокруг него находятся его товарищи, которые проявляют сочувствие, взаимопонимание.
В младшем дошкольном возрасте дети не владеют способами согласования своих действий в игре. Они начинают делить между собой роли, игрушки, что часто вызывает ссору. И здесь важно правильно поступить педагогу. Если он отбирает игрушку или, выяснив, кому она принадлежит, отдаете владельцу, то он лишь формально восстанавливает справедливость, не стараясь, вызвать никаких положительных чувств между детьми друг к другу. Иногда подобные моменты завершаются наказанием виновного, зачинщика ссоры, но без выяснения причин, вызвавших спор.
Воспитатель должен разобраться в ситуации, выслушав виновника ссоры и тех детей, которые присутствовали при ссоре. Затем разъяснить малышам, как надо поступать каждому в возникшей ситуации, еще раз обратив внимание на сверстников и их состояние в данный момент.
Воспитателю необходимо иметь ввиду, что при разрешении любой ситуации нельзя оставлять без внимания чувства детей и их отношение к происходящему, к сверстнику.
Под влиянием воспитателя дети приобретают опыт регуляции спорных ситуаций, сами могут сказать обидчику: «Надо не отбирать, а попросить» или «Давай играть вместе: сначала я, а потом ты», «Нельзя отнимать, так делать плохо» и т. д. Детям четвертого года жизни становится доступным понимание некоторых правил, которые способствуют формированию положительного отношения к сверстнику.
Разные формы общения с детьми могут использоваться воспитателями. В основном это прямое обращение и воздействие на ребенка: «Я же тебе говорила, что надо уступать девочкам», «Ты зачем так делаешь?», «Иди играть вместе с детьми» и т. д. при таком воздействии на ребенка воспитатель может использовать объяснение, показ, указание, давать соответственно оценку действиям – порицая или одобряя.
Учитывая возможность возникновения конфликта между детьми, воспитатель должен обращаться к ребенку в уважительной форме и учить детей выражать отношение к товарищу также. Так, посоветовав ребенку помочь товарищу, педагог тем самым обращает его внимание на сверстника, его состояние. Воспитатель способствует возникновению взаимных симпатий, доброжелательности. Организуя, таким образом процесс общения между детьми, педагог на первое место выдвигает формирование положительных отношений между сверстниками. Это происходит без лишних указаний, требований, в спокойном дружелюбном тоне, что в свою очередь и создает благоприятный психологический климат в группе.
В процессе общения с младшими дошкольниками воспитатель регулирует их поведение: учит правильно вести себя за столом, соблюдать порядок при выходе на прогулку и т. п. при этом педагог обращается ко всей группе: «Все дети смотрят на меня и слушают…», «Я жду всех детей» и т. д. Эта форма общения используется тогда, когда воспитателю необходимо всем детям сразу показать какое-либо действие, объяснить общее правило поведения, дать указание, одобрить в целом всю группу: «Посмотрите, как нужно спокойно спускаться по лестнице, держась за перила», «Когда вы идете друг за другом, то нельзя толкать в спину своего товарища». Конечно, такие указания необходимо детям, но периодически, а главное – сделаны они должны быть доброжелательным тоном, в котором бы чувствовалось расположенность педагога к воспитанникам, его забота о них.
Общение педагога с детьми, происходящая в форме, которая оказывается наиболее эффективной в возникшей ситуации, является средством формирования положительного отношения, как между сверстниками, так и между ребенком и педагогом. Только при благоприятных условиях, созданных в группе педагогом, процесс общения будет способствовать тому, что социальные нормы станут внутренним достоянием личности ребенка, содержанием побудительных мотивов его поведения.
Используемая литература:
1. Нравственное воспитание дошкольников. – И. О. Марьенко. Просвещение,1999.
2. Нравственное развитие младших дошкольников в процессе воспитания. – И. А. Каирова, О. С. Богданова –М., Педагогика, 2001.
3. Психологические особенности межличностных отношений в дошкольной группе детского сада. - О. В. Враменко – Минск, 1992.
4. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в прцессе общения. – Т. Н. Бабаева, 1973.
5. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей. – Н. Н. Башлакова. – М., 1986.
6. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни. – М. В. Воробьева. – М., 1989.
7. Формирование взаимоотношений детей. – Е. И. Кульчицкая. – Дошкольное воспитание., 1964.