галина харламова
Консультация для родителей «Правила воспитания детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Практические рекомендации родителям
Подготовил: Харламова Г. Е
Воспитание не только наука, но и искусство – это самая трудная и ответственная работа на свете. От того, как эта работа исполняется в семье, зависит, каким ребёнок вырастет, кем станет в будущем, какой будет его собственная семья и как он, будучи уже взрослым, сможет воспитывать своих детей.
1. Создание благоприятной семейной атмосферы
Публикация «Консультация для родителей „Правила воспитания детей в семье“» размещена в разделах
v. Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
• Научитесь встречать детей. Задавайте нейтральные вопросы: "Что было интересного? Чем сегодня занимались?"
• Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
• Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
• Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
2. Поддержание инициативы ребёнка и оказание ему помощи.
• Необходимо уделять ребёнку столько внимания, сколько он требует. Совершать с ним экскурсии в те места, куда он стремится.
• Разрешать выполнять ту работу, которую он добровольно вызвался сделать (если надо, помочь ему в этом).
• Чрезмерно не опекать (особенно матери). Много, но ненавязчиво общаться с ребёнком (особенно отцу) и в то же время предоставлять ему возможность иногда оставаться наедине с самим собой (например, во время творческих занятий).
5. Оказывать ребёнку помощь, когда он проявляет слабость или с ним кто-то обращается несправедливо.
• Подготавливать ребёнка к потенциально трудной ситуации, например, к разлуке (не показывать, что сами сильно огорчены, а говорить о том, что будет после возвращения).
• Незамедлительно обсуждать «экстремальные» события, произошедшие в семье (например, если кто-то умер из близких людей, надо спокойно сказать об этом ребёнку и объяснить причину случившегося).
• Если в семье появляется младший брат или сестра, по-прежнему уделять много времени старшему, бывать с ним наедине (прежде всего отцу).
3. Уважать ребёнка и служить для него примером.
• Не приказывать, а учить что-либо делать.
• Вместо запрета предлагать творческое решение проблемы.
• Давая указание (без него иногда невозможно обойтись, объяснить ребёнку причину, которая побудила это сделать.
• Не наказывать (не бить) ребёнка, не поощрять его деньгами.
• Стараться привлекать к принятию семейных решений, например, в выборе покупки для дома, проведении выходного дня, чтобы он внёс свой эмоциональный вклад в принятие решения. Заранее обсуждать с ребёнком прогулку, поход в магазин (например, какую игрушку купить).
• Не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Оценивать следует не самого ребёнка, а его поступки. Давать ему возможность самому оценить себя и свой поступок. Апеллировать к лучшим сторонам его личности. Не бояться извиниться перед своим ребёнком, если неправы. Показывать своё уважение к словам ребёнка. Не прерывать его и не говорить за него. Больше слушать, чем говорить (особенно, если он рассказывает о том, что его беспокоит). Не пугать страшными событиями и опасными людьми.
• Быть честным и искренним (правдивым) по отношению к ребёнку. Постоянно подавать пример уверенности и настойчивости, справедливости и самоконтроля. Формировать на собственном примере и путём изучения вместе с ним соответствующей литературы правильные привычки.
4. Беречь и укреплять психику ребёнка.
• Быть в курсе настроения ребёнка. Никогда (чтобы ни случилось) не драматизировать ситуацию. Одинаково спокойно относиться к неудачам и достижениям ребёнка в детском саду.
• Поощрять открытое выражение ребёнком своих переживаний. Если он проявляет беспокойство, предложить неожиданное развлечение. В ситуациях, которые могут вызвать страх, стараться находиться рядом с ним и готовить его к ним (например, перед посещением больницы рассказать, что должно произойти). В случаях стрессов создавать позитивные ситуации, которые способны восстановить его психику.
• Не ссориться при ребёнке.
• Не винить его в своём плохом настроении.
• Не укладывать ребёнка спать насильно (тем более не пугать при этом).
• Вовлекать в занятия, укрепляющие уверенность в себе, прежде всего, в занятия различного рода физическими упражнениями.
5. Играть с ребёнком.
• Изучать склонности ребёнка к игровой деятельности (знать, в какие игры он любит играть, а в какие нет).
• Чаще играть с ним в подвижные и интеллектуальные игры. При этом акцентировать его внимание на процессе игры, а не на её результате, чтобы проигрыш не расстраивал ребёнка.
• Предоставлять возможность играть одному и с другими детьми (игры с элементами агрессии и насилия должны быть сведены к минимуму).
• Вносить элементы игры в повседневную жизнь, побуждая таким образом лучше обслуживать себя: делать уборку комнаты, готовить пищу, стирать и гладить и ухаживать за другими людьми.
• Приучать «делиться» с другими детьми, прежде всего своими игрушкам.
• Уважать привязанность ребёнка к старым игрушкам (они служат хорошим средством психосаморегуляции). В то же время заинтересовывать его более сложными играми, соответствующими его возрасту и полу.
• Заниматься с ребё нком различными видами творчества: рисованием, конструированием, сочинительством.
6. Воспитание трудолюбия у детей в семье
• Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.
• Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом!