Коротаева Лидия Николаевна
Консультация для родителей «Вместе играем, речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Современные условия жизни таковы, что, находясь в условиях самоизоляции, вы имеете возможность уделить вашим детям больше времени, чем обычно. Предлагаю вам потратить часть времени на развитие речи вашего ребёнка. Не забывайте, что ребёнок любит и должен играть. Именно в игре развиваются его способности. Через игру он познаёт окружающий его мир. Поиграйте вместе с ним, пусть ваш ребёнок почувствует ваш интерес к его занятиям, увидит в вас товарища. Предлагаю вам некоторые игры, которые вы сможете организовать в кругу семьи. Эти игры помогут вашему ребёнку обогатить, активизировать свой словарный запас, сформировать определённые грамматические категории, верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Публикация «Консультация для родителей „Вместе играем, речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Полученные навыки помогут вашему ребёнку в овладении школьной программы в скором будущем.
«Слова-друзья». Цель: расширение словарь синонимов.
Придумай слова-друзья к данным словам: маленький – (крошечный, красивый – (прекрасный, храбрый – (смелый, ясный (день) – (солнечный, хмурый (день) – (пасмурный, огромный – (громадный) и т. д.
«Найди похожие слова». Взрослый называет ряд слов и предлагает ребёнку определить, какие слова похожи по смыслу.
Приятель-враг –друг.
Пугливый – тихий – трусливый.
Смелый - шумный – отважный.
Идти – шагать – мчаться.
Радость – грусть – печаль.
Танец – песня – пляска.
Говорить – глядеть – смотреть.
Говорить – писать – кричать.
Мудрый – умный – старый.
Крошечный – громкий – маленький.
Труд – завод – работа.
Думать – молчать – размышлять и т. д.
«Сажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов.
Можно использовать мяч, что поможет увлечь ребёнка, активизировать его моторные навыки. Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово, ребёнок возвращает мяч и называет слово с противоположным значением. Другой вариант игры: ребёнок называет слово – взрослый подбирает слова, противоположные по значению.
Далеко – близко.
Высоко – низко.
Темно – светло.
Мир- вражда.
Добро – зло.
День – ночь.
Радость – грусть.
Умный – глупый.
Весёлый – грустный.
Хорошо – плохо.
Легко – трудно.
Говорить – молчать.
Подниматься – спускаться.
Поднимать – бросать.
Покупать – продавать и т. д.
«Назови ласково». Цель: закрепление навыков образования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дом – (домик, кот - (котик, цветок – (цветочек, солнце – (солнышко, дорога – (дорожка, подушка – (подушечка, ложка – (ложечка, чашка – (чашечка, и т. д.
Цель: закрепление навыков согласования имён прилагательных с именами существительными,
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Солнце тёплое, а солнышко … (тёпленькое).
Кошка пушистая, а кошечка… (пушистенькая).
Стул низкий, а стульчик… (низенький).
Конфета сладкая, а конфетка… (сладенькая).
Чашка синяя, а чашечка… (синенькая) и т. д.
«Посчитай-ка». Цель: развитие навыков согласования числительных с именами существительными.
Предложите ребёнку посчитать предметы. Можно использовать предметные картинки или реальные предметы. (Сколько у тебя карандашей? Сколько на столе ложек (вилок, чашек? Сколько распустилось цветков? Сколько у машины колёс? И т. д.
- У меня один карандаш, два карандаша, три карандаша ….
- У машины одно колесо, два колеса, три колеса….
«Какой? Какая? Какое? Какие?» Цель: развитие словаря признаков.
В игру можно играть всей семьёй. Соревновательный момент поможет вызвать особый интерес к таким играм.
Загадываете любой предмет. Каждый из играющих должен подобрать как можно больше признаков к данному предмету. Например, кукла (какая) : красивая, нарядная, маленькая, новая, заводная, …. дом (какой) : высокий, многоэтажный, жилой, деревянный, …. солнце (какое) : тёплое, яркое, ласковое, ясное …. и т. д.
Развитию мышления, речевого внимания способствуют игры:
«Выбери правильный ответ?» Взрослый произносит фразу и предлагает ребёнку выбрать подходящее по ситуации слово.
Зимой дует… (жаркий, знойный, холодный) ветер.
Папа взял на рыбалку… (ружьё, удочку, корзину).
Ёлку наряжают … (зимой, весной, летом).
Белка живёт … (в норе, в берлоге, в дупле).
Трамвай едет … (по дороге, по воде, по рельсам).
В продуктовом магазине мама купила (колбасу, куклу, карандаши) и т. д.
«Отгадай, кто это?» Можно использовать картинки с изображением животных или игрушки.
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется…. (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся ….
- Крадётся, царапается, мяукает ….
- Шипит, извивается, ползает….
- Рычит, лает, бегает….
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье…. (стул)
- Корень ствол, ветки, листья….
- Носик, крышка, ручка, донышко….
- Корень, стебель, листья, лепестки….
- полки, дверца, ручки….
«Исправь ошибку»
Взрослый произносит фразу, а ребёнок исправляет ошибку и произносит правильно.
Стол укатился под клубок.
В помидорах растут огороды.
На лягушку прыгнула трава.
На кошке сидит диван. И т. д.
Желаю приятного времяпрепровождения в кругу семьи!
Ваш учитель-логопед.