Елена Брунова
Консультация для родителей «Великие педагоги о семейном воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании детей необходимо возвращаться к истокам, возрождать забытые традиции, взять на вооружение все то хорошее, что служило основой воспитания нашего прошлого : почитание старших, уважение к людям труда, презрение к праздности и скуке, любовь к чтению - к классической литературе и устному народному творчеству.
Темочки:
Народная (семейная) педагогика возникла в глубокой древности, когда взрослые осознали свою ответственность за поколение, идущее ей на смену. Понятие "Народная педагогика)" ввел великий педагог К. Д. Ушинский. Он писал: "Воспитание существует в русском народе столько же, сколько существует сам народ".
Основа народной педагогики - это сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, игры, обряды, то есть все виды народного фольклора.
Детей 4-6 лет надо учить понимать образность и смысл пословиц и поговорок, и когда уместно использовать ту или иную из них. С этой же целью можно почитать детям рассказы Л. Толстого, которые объясняют смысл половиц и поговорок: "Знай, сверчок, свой шесток", "Семейная кашка гуще кипит", " Глупой птице свой дом не мил" и др.
Кроме того, важно понимать, что великая сила воздействия на ребенка литературы, музыки, живописи и других видов искусства зависит от раннего воспитания. Основы эстетического воспитания закладываются в семье, поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи в этом направлении.
Современный высококлассный педагог Л. Стрельцова так сказала об этом: "Произведения искусства не только обогащают знания ребенка о действительности, о и вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко в своей "Книге для родителей" писал, что трудовое обучение детей в жизни семьи должно начинаться очень рано.
Дети 4-5 лет, выполняя посильную для них работу должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая усилия, ваш малыш ощутит радость и удовлетворение от результатов своего труда. При этом приучать ребенка к труду и самообслуживанию надо постоянно, а не от случая к случаю. Для этого взрослым надо запастись терпением и всегда придерживаться правила: "Никогда не делай за ребенка то, что может сделать сам".
По убеждению ряда педагогов - главный метод воспитания в семье - это личный пример.
Об этом писал и А. С. Макаренко: Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!".
А так же он подчеркивал, что в своих требованиях к ребенку все взрослые домочадцы должны быть едины: "Целость и единство семейного коллектива - необходимое условие хорошего воспитания. Оно разрушается ссорами родителей, деспотичной жестокостью отца и легкомысленной слабостью матери. Кто хочет действительно правильно воспитывать своих детей, должен беречь это единство".
В. А. Сухомлинский - известный педагог, подвижник, отдавший всю свою жизнь, все свое сердце самому благородному делу на Земле - воспитанию Человека. Он оставил большое педагогическое наследие, на котором учатся поколения педагогов. Это известные в профессиональных кругах, читаемые многими родителями его книги : "Сердце отдаю детям", "Мудрость родительской любви", и др.
Эти книги полезно будет почитать и современным молодым родителям, они помогут вам решить многие проблемы в воспитании ваших деток, а также в семейных взаимоотношениях взрослых. А сейчас приведем несколько цитат В. А. Сухомлинского на эту тему:
"Семейная жизнь, воспитание детей - очень сложное, тонкое дело. Радость, полнота семейной жизни есть лишь там, где и отец и мать постоянно наполняют источник счастья, что-то привносят в него. И важнейшим вкладом в этот источник является забота о друге - муже, жене, ребенке".
"Корни эгоизма кроются в невоспитанности нравственных чувств. Детский эгоизм - самый опасный, потому, что он начинается с маленьких уступок родителях ребенку. Эгоистические привычки зарождаются там, где ребенок получает удовлетворение за счет ущемления интересов старших - прежде всего родителей".
"Крик - верный признак отсутствия культуры человеческих отношений. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести".
"Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках".
Книга всегда была первым помощником родителей не только в образовании, но и в воспитании. Об этом говорил Л. Толстой, который известен всему миру как классик русской литературы, но кроме этого он был и педагогом : "И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание воспитательно".
Духовное воспитание ребенка нельзя отделить от физического. Великий русский полководец А. В. Суворов, будучи слабым и болезненным сумел преодолеть себя, стал сильным и выносливым, благодаря закалки и физическим упражнениям. Он был не только талантливым полководцем, но и мудрым воспитателем по отношению к своим подчиненным. Суворов всегда говорил простым солдатам: "В здоровом теле - здоровый дух". Тем самым он подчеркивал важность и неразделимость здоровья духовного и здоровья физического.
И в заключении ещё две цитаты великих педагогов, лучше которых не скажешь:
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". (А. С. Макаренко).
". от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". (В. А. Сухомлинский).