Чуманова Дарья Андреевна
Консультация для родителей «Важность сенсорного развития детей раннего возраста»
Почему так важно сенсорное, познавательное развитие у детей раннего возраста для речи? Это является прочной базой для ее формирования.
Посмотрим на пирамиду обучения Вильямса и Шелленберга — основа развития любого ребенка. Она иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента, нервной системы.
Если взглянуть на эту пирамиду, становится понятно, что речь находится на самом верхнем уровне, это высшая психическая функция, и что должно сформироваться, прежде чем ребенок заговорит. Развитие ребенка идет снизу вверх, поэтому важен фундамент, "нижние этажи" пирамиды. Если у ребенка есть проблемы на "нижних этажах" пирамиды, то не стоит требовать от ребенка формирования навыка, который находится на более высоких "этажах". Речь не появляется просто так, это не отдельная структура. Чтобы подняться к вершине пирамиды, нужно уделить внимание каждому "этажу".
Основа пирамиды восприятия – сенсорные каналы.
Восприятие информации начинается с сенсорных каналов таких как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. У детей с речевыми и когнитивными нарушениями сенсорная обработка часто бывает нарушена. Специальные упражнения для их развития повысят эффективность коррекционной работы.
Промежуточный уровень пирамиды – когнитивная обработка.
Мозг анализирует данные, определяя их значимость. Уделите внимание упражнениям на развитие памяти, внимания и логики.
Эмоциональная составляющая пирамиды.
Если у ребенка возникает негативная эмоция, это может заблокировать восприятие. Положительные эмоции, напротив, усиливают интерес. Игровые элементы и мотивационные техники помогают активировать эмоциональные центры мозга, обучение станет продуктивнее.
Роль двигательной активности в восприятии информации.
Упражнения на развитие мелкой и общей моторики помогают детям улучшить восприятие, внимание и концентрацию, а также быстрее обучаться.
Вершина пирамиды – речевая активность.
Когда мозг прошел все предыдущие этапы обработки данных, появляется речевая активность. Дети с проблемами, которые относятся к нижним уровням пирамиды, испытывают трудности с формированием речи и ее использованием. Работа над речью – это не только развитие артикуляции.
Поэтому с самого раннего возраста важно давать ребенку возможность исследовать мир вокруг, используя все анализаторные системы. Дать понюхать, попробовать на вкус, дать понять текстуру, помять в руках, а может быть и послушать, как звучит. Не ограничивать передвижения ребенка по дому манежами, шезлонгами, дать полноценно двигаться и гармонично развиваться телу.