Алина Коренькова
Консультация для родителей в младшей группе «Пазлы для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «Консультация для родителей в младшей группе „Пазлы для малышей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пазлы. Игры и занятия с пазлами и разрезными картинками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В современном обществе все больше внимания привлекается к раннему развитию ребенка. Ведь с каждым годом выдвигаются все более высокие критерии оценивания успехов дошкольника. Вместе с тем возникает закономерный вопрос: как соответствовать стандартам меняющегося мира, но не перегружать ребенка и оставить ему то, что положено по праву: детство, игру, развлечения. Одним из путей решения данного вопроса является совмещение игры и обучения в один совместный процесс. Красочные пазлы для малышей, несомненно, относятся к числу таких полезных забав.
Что же такое пазлы?
Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.
Существует множество версий создания этой настольной игры. Согласно одной из них в 1761 году британский картограф Джон Спилсбери придумал, как сделать изучении географии более занимательным и легким. Он прикрепил карту Европы на деревянную основу и распилил ее на кусочки. Собирая карту из фрагментов, дети лучше запоминали расположение континентов, стран и городов. Со временем карты-головоломки стали невероятно популярными, несмотря на то, что цена на них «зашкаливала». Поначалу пазлы служили исключительно в дидактических целях. Их использовали не только на уроках географии, но и истории, где детям предлагалось собрать хронологические таблицы с изображением дат правления английских монархов.
В начале XX века стали выпускать пазлы и для развлекательных целей. Потребовалось всего пару лет, чтобы они стали популярным салонным увлечением. Пазлы были невероятно красивыми - их изготавливали из дорогостоящих сортов дерева. На картинках были изображены важные исторические события, библейские мотивы, портреты знаменитых лиц, красивые пейзажи. Это было дорогим удовольствием, поэтому пазлы покупали только состоятельные люди.
В 1909 году Б. Паркер решил задачу соединения пазлов между собой при помощи привычных для нас «puzzle-замков». Американец открыл целую фабрику по изготовлению головоломок, что, надо сказать, было очень кстати. 1930-е годы можно назвать пиком популярности головоломки. Популяризации пазлов способствовал и тот факт, что производители стали выпускать пазлы из картона, что было значительно дешевле. Это сделало игру развлечением, доступным не только богачам, но и людям с более скромным достатком. В США даже проводились командные состязания, в ходе которых группы участников на скорость собирали пазлы из нескольких тысяч кусочков.
В наше время пазлы различаются по материалу, из которого они изготовлены. Так, различают:
• картонные пазлы;
• деревянные пазлы;
• поролоновые пазлы;
• пазлы из вспененной резины.
По форме пазлы бывают :
• плоские;
• объемные.
Пазлы могут быть выполнены в виде книг-пазлов и ковриков-пазлов.
Какими же должны быть самые первые пазлы? Первые пазлы должны быть максимально простыми: от двух до четырех крупных деталей. Желательно, чтобы эти детали жестко фиксировались при правильной сборке, и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче, поскольку крепления у пазлов часто бывают. Материал пазла также имеет значение. Если это бумага или картон, то они должен быть достаточно толстыми и плотными. Бумажные пазлы лучше предварительно наклеить на толстый картон. Если материал сделан из дерева, то на боковых срезах не должно быть зазубрин. Детали во всех случаях должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты пазлов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Если для самых маленьких детей подходят хорошо знакомые, яркие предметы, то для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита, классификация животных и растений, материков и их особенностей. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.
Как научить ребенка играть в пазлы?
Маленький ребенок не сможет освоить пазл самостоятельно. Задача взрослого – показать, как и что нужно делать. Начать следует с демонстрации того, как собирается пазл. Для этого взрослому следует на глазах у ребенка собрать картинку, описывая свои действия. Можно разнообразить игру, придумав сказку на тему пазла или взяв готовую (например, если на картинке изображен фрагмент мультфильма, можно посмотреть его с ребенком или просто вспомнить, о чем он).
Достаньте из собранного пазлы 1-2 кусочка, положите их рядом и попросите малыша найти место, где они находились. Если ребенок затрудняется, дайте подсказку. Например, «Посмотри, чего у Красной Шапочки не хватает. Что она несла бабушке? Пирожки. Давай найдем корзинку с пирожками и поставим на место!» Когда вы нашли подходящий кусочек, покажите ребенку, как нужно повернуть и соединить фрагменты между собой. Пусть малыш сам держит кусочек в руке, а вы своей рукой направьте его, сначала соединив выпуклую часть с отверстием, а затем опустив на место весь кусочек. Очень важно, чтобы ребенок научился соединять фрагменты, в противном случае он не научится играть и потеряет интерес. Если ребенок не хочет собирать пазлы, не надо его заставлять. Временно отложите игру, а позднее предложите снова. Если ребенок отказывается собирать одну картинку, это не значит, что идея пазла не нравится ему вообще. Возможно, неудачно выбрана картинка. Выберите другую. Можно самим создавать пазлы, разрезая открытки. Возможно, так малыш больше заинтересуется игрой. Можно использовать просьбы-хитрости: «Ой, Славик, что-то у меня здесь не получается. Может быть, ты мне поможешь?».
Если ребенок хочет играть вместе со взрослым, можно разделить обязанности – например, взрослый собирает фигурку Гены, а ребенок – Чебурашки. Как вариант – можно устроить соревнования, кто соберет быстрее.
Чем полезны пазлы?
•Развитие мелкой моторики, координации движений. Поскольку пазл состоит из достаточно мелких деталей, необходимость соотносить части предметов, управляться с маленькими частями картинки развивает моторику пальцев и руку малыша, его движения становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем пространственная ориентация и тонкая точная координация рук и пальцев поможет малышу быстро научиться писать, избавит его от проблем с почерком и речью.
• Тренировка способности увидеть задачу с разных сторон, способность принимать комплексные сложные решения, развитие логического мышления. Для правильной сборки пазлов необходимо учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных частей и конечный результат работы. Всё это позволит ребенку в будущем выбирать заранее стратегию решения той или иной задачи.
• Развитие воображения, пространственного мышления, фантазии, внимания, памяти. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать, а во время сборки пазла постоянно удерживать этот образ в памяти.
• Развитие способности самостоятельного принятия решений, самостоятельного поиска ответа без помощи взрослых. Полная свобода в выборе стратегии поведения при сборе картинок позволит ребенку поверить в свои силы, самостоятельность, что впоследствии поможет ему самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях.
Итак, использование пазлов в качестве развивающей игрушки для ребенка можно практиковать с самых первых дней под пристальным вниманием взрослых. Если взрослые смогут привить интерес у своего малыша к этой замечательной игре, то впоследствии ребенок сможет не только добиться значительного прогресса в своём развитии, но и у всей семьи появится новая интересная игра, которой всегда можно посвятить тихие совместные семейные вечера.
Сформированные в процессе игры умения помогут малышу справляться с заданиями, предлагаемыми воспитателями в детском саду и учителями в начальной школе. Уже замечено, что родители, потратившие свое время на постепенное развитие малышей в раннем возрасте, затем не тратят его на подготовку домашних заданий. Ведь ребенок к тому времени уже приучен решать поставленные перед ним проблемы, способен запоминать алгоритмы действий и добиваться запланированного результата.