Олеся Олесина
Консультация для родителей в детском саду «Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии»
▼ Скачать
Одной из ступеней взросления, социализации и образования детей считаются детские сады, в которые принимаются девочки и мальчики, в среднем, в возрасте от года до шести лет. Детство — сложный период развития человека, так как в его психике формируются основные психические процессы, такие как память, мышление, воображение и речь. Конкретно в раннем детстве, когда ребенок попадает в группу своих сверстников и находится в ситуациях общения, примерно в возрасте от года до трех лет, ключевыми новообразованиями психики являются ситуативная речь и мышление. [7] В раннем детстве ребенок осуществляет ряд открытий в области языка: например, что каждый предмет имеет свое название, что слова в предложении связаны между собой. [5] За достаточно короткий срок он овладевает речью, запоминает больше количество лексических единиц и грамматических конструкций, активно участвует в процессе общения как со сверстниками, так и со значимыми взрослыми — родственниками и воспитателями.
Публикация «Консультация для родителей в детском саду „Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как речь является формой выражения мыслительных процессов. Сама речевая функция в свою очередь напрямую зависит от сопутствующих процессов в организме, а конкретно — от развития мелкой моторики, которая представляет собой совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. [2] С медицинской точки зрения была доказана непосредственная связь мелкой моторики и речи, например при выполнении ребенком определенных движений руками слова достаточно быстро приобретают обобщенное значение. Ребенок с легкостью переносит двигательную реакцию, выработанную на слова «покажи носик», «покажи глазки», «покажи ротик», на новые объекты. [3] Таким образом в сознании ребенка активизируются близкие по расположению части головного мозга, которые отвечают за выполнение движений и усваивания речевых единиц, что приводит к эффективному запоминанию слов, их значений, способов использования.
Успешное овладевание правильной речью — основа взросления ребенка и формирования его личности. В детских садах, где дети в рамках специализированных программ приобретают все необходимые для дальнейшего развития навыки и знания, часто прибегают к использованию различных методов развития речевой функции у детей на основе вышеописанных психических процессов. Одним из распространенных и эффективных методов работы с детскими группами является игра с шариками Су-Джок. Такие игрушки представляют собой небольшие массажеры, при взаимодействии с которыми активизируется большое количество нервных окончаний в ладошках и стопах. Данный процесс сопровождается заучиванием коротких стишков, песенок, речевых конструкций, целых фраз или счета. Сочетание таких игровых упражнений с тренировкой произношения звуков и формированию лексико-грамматических категорий, повышает эффективность занятий направленных на усвоение правильной речи на родном языке в условиях детского сада.
Особая ценность Су-Джок терапии — универсальность в использовании, так как данную методику могут реализовывать не только воспитатели и логопеды в соответствующих учреждениях, но и родители в процессе домашних упражнений. Проведение занятий рассчитано на непосредственное взаимодействие ребенка с шариками и параллельное повторение за взрослыми изучаемых языковых единиц: ребенок будет стараться повторить правильные звуки и слова в игровой форме, при этом будут задействованы процессы мышления, мелкая моторика пальцев рук или ног, речевые функции. Более того, представленная методика полностью безопасна, так как неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Дети в рамках непринужденной игры массируют пальцы и ладошки с помощью шаров Су-Джок, что оказывает благотворное влияние на весь организм, стимулируя нервные окончания, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Такая программа успешно реализуется в детских садах и является одним их рекомендованных упражнений для занятий в домашних условиях. Игровая форма мотивирует детей принимать активное участие в тренировках речи, а так же помогает корректировать возникающие дефекты в произношении.
Список литературы
1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974.
2. Дудьев, В. П. Психомоторика : слов. -справ. / В. П. Дудьев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 (Коррекционная педагогика).
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004 + цв. вкл. (Серия «Психология детства : Современный взгляд»).
4. Мещеряков, Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь/СПб. : Прайм-Еврознак, 2003.
5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие: ПСТГУ; Москва; 2013
6. Сухомлинский В. А. «О воспитании» Москва, 1973.
7. Эльконин Д. Б. Психология развития. - М. : Академия, 2011