Герман Любовь Геннадьевна
Консультация для родителей «Утро радостных встреч»
▼ Скачать + Заказать документы
«Утро радостных встреч»
Утро радостных встреч как форма обеспечения психологического здоровья детей
Признаки психического здоровья:
способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях;
способность адекватно вести себя в сложных и незнакомых ситуациях;
чувство уверенности в себе и доверие к окружающим;
формы проявления эмоций, соответствующие ситуации и вероятным испытываемым чувствам;
достаточный диапазон чувств.
Публикация «Консультация для родителей „Утро радостных встреч“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Для ребёнка одна из главных причин нарушения психического состояния — высокий уровень непредсказуемости ситуаций и неадекватность требований со стороны окружающих
Чтобы сохранить психическое здоровье, нужно:
Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.
Если ребёнок думает, что он бездарный, нeсимпатичный и бесполезный, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что родители любят их и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить. Малыш с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим и терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям. И наоборот, самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения. Не чувствующий уверенности в себе дошкольник может вести себя агрeссивно и высокомерно, чтобы защититься от того, что он сам воспринимает как агрессию или превосходство других.
Родители и педагоги по-разному могут способствовать обретению детьми уверенности в себе. Чрeзвычайно эффективный способ — помочь ребёнку обнаружить и развить его сильные стороны. Все дети имеют способности. Иногда талант очевиден, например, малыш может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чутки к трудностям других людей. У кого-то прекрасно развито воображениe, помогающее им придумывать замечательные игры. У иных милый, добродушный характер. Другие — хорошие организаторы. И таких примеров множество.
Содействовать эмоциональному благополучию.
В хорошем эмоциональном состоянии человек ежедневно успешно преодолевает различные препятствия.
Для этого он должен уметь:
осознавать себя, свои чувства, потребности, действия;
управлять своим поведением, временем;
выражать чувства соответствующим образом.
Как помочь ребёнку осознать свои эмоции
Прежде чем малыш обретет способность контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать (отличать друг от друга) и определять соответствующим словом. Родителям и педагогам вполне по силам помочь ребёнку. Во-первых, нужно проговаривать действия и эмоциональные проявления детей: «Я вижу, ты рассердился из-за того, что Ваня взял твою игрушку», «Ты расстроился, потому что потерял свою машинку», «Тебе весело играть с Лизой». Во-вторых, следует своими реакциями дать понять, что каждый ребё нок имеет право на любые эмоции: «Каждый человек может рассердиться, если его будут постоянно толкать», «Все люди грустят, когда расстаются с мамой». Такой подход поможет малышу учиться понимать себя и других, вступать в разговор о своих чувствах. А взрослый таким образом может выяснить, что беспокоит ребёнка.
Помощь, оказанная малышу при обсуждении его чувств, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет намного легче решать различные проблемы, управлять своими эмоциями, устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими.
Как помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими
Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребёнок будет лучше справляться с ними, но обычно дети не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Родителям и педагогам очень важно постараться научить детей контролировать собственные эмоции. Предположим, ребёнок никак не может справиться с иррациональными страхами и боится чудовищ. Можно обратиться к таким психотерапевтическим приемам, как рисование страха, проговаривание состояния вслух, когда снова возникнет страх.
В случае если имеет место проявление гнева и агрессии, даже маленькому ребё нку можно сказать: «Я понимаю, что ты злишься из-за того, что что-то не получил или что-то не по-твоему». Иногда даже этих слов бывает достаточно, чтобы пыл малыша угас. Но можно подробнее расспросить его о недовольстве, дав ему таким образом возможность выговориться и более чётко определить причину своего гнева, а затем переключить внимание на что-то другое.
Лучше всего найти ребёнку (любого возраста) какое-то занятие, которое отвлекло бы его от мучительных переживаний. Убеждённость взрослых, что малыш или подросток испытывают удовольствие, когда «треплют другим нервы», — заблуждение. Дети очень страдают от своих переживаний, так как не могут и не знают, как от них освободиться. А не могут потому, что их никто не научил этому.
Однако надо помнить, что контроль над чувствами ещё не означает их изменения. Правильнее сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях и поведении. Если ребёнок поймёт, что чувства естественны, но в то же время и преходящи, и что ими можно управлять так же, как мыслями и поведением, он приобретёт внутреннюю силу.
Как помочь ребёнку управлять своим временем, поведением, действиями
Всегда, где и когда это возможно, нужно предоставлять ребёнку право выбирать и планировать свои дела и действия, самостоятельно решать, как и с чего начать работу, что будет её результатом и как он использует это результат. А в детском саду делать это обязательно! Ежедневный групповой сбор наиболее доступным образом решает такие проблемы.
Как это происходит:
Часть группового сбора Как это отражается на психическом здоровье ребёнка
Приветствие,
пожелания,
комплименты
Каждому достаётся доля внимания, улыбка, тепло прикосновения от всех участников сбора - детей, педагогов, родителей. Есть возможность определить словом своё эмоциональное состояние, понять реакции на него со стороны других людей, почувствовать их поддержку
Обмен новостями Возможность рассказать о своих чувствах, сомнениях;, услышать то, что происходит в жизни других, и понять, что и остальные дети (взрослые люди) могут испытывать такие же чувства; получить адекватную реакцию (поддержку, оценку, совет) в ответ на свои слова; увидеть как можно по-разному реагировать на какие-то события; вместе найти выход из сложной ситуации
Игра Можно получить психолого-педагогическую помощь в коррекции негативных эмоциональных состояний, овладеть нужными навыками (речевыми, социально-эмоциональными, игровыми и пр.
Планирование проекта и текущего дня Каждому позволено самому принять решение, чем заниматься в ближайшее время и в перспективе (тема нового проекта «Рыбы», я хочу узнать, какие рыбы живут в океане и в реке). Таким образом формируется опыт управления своими желаниями, способность отказываться от одного в пользу другого (я хотел бы пойти и в Центр строительства, и в Центр науки, но., умение распоряжаться временем, выбирать темп, условия для работы; умение договариваться о партнёрстве в не травмирующей самолюбие ситуации — всегда есть другие варианты занятий
Итоговый сбор Ребёнок может продемонстрировать другим результат своей деятельности, получить адекватную оценку своим усилиям, приобрести опыт самоуважения
Введение групповой традиции «Утро радостных встреч» способствует формированию внимательного отношения друг к другу, повышению эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, развитию чувства уверенности.
Автор: Герман Любовь Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ д/с №84
г. Белгорода