ирина анисимова
Консультация для родителей «Успехи и неудачи ребёнка»
▼ Скачать
Консультация для родителей «Успехи и неудачи ребенка»
Цель: формирование представлений у родителей о том, как значим успех для ребенка в семье.
Задачи:
1. Сформировать представление об успешности ребенка
2. Показать значимость успеха ребенка
3. Познакомить с правилами о создании успеха для ребенка в семье.
Вопросы для консультации :
Публикация «Консультация для родителей „Успехи и неудачи ребёнка“» размещена в разделах
1. Почему дети остро реагируют на неудачи?
2. Как родитель может помочь пережить ситуацию неудачи?
3. Каким образом можно сориентировать ребенка на стремление к успеху?
Ход:
Детям очень хочется быть лучше всех, быстрее всех, сильнее всех. В дошкольном возрасте они такими себя и ощущают. Когда ребенок подрастает, идет в школу, он вдруг осознает, что у него не всегда получается быть «самым- самым».
Задача родителей – научить ребенка принимать поражение и двигаться к успеху. Это поможет избежать проблем с социализацией, как в школе, так и в дальнейшей жизни.
Надо сказать, что дети по-разному реагируют на неуспехи. Одни, потерпев неудачу, огорчаются, но сравнительно быстро успокаиваются. Для других неудача становится настоящим ударом. Они не в состоянии справиться со своими эмоциями, испытывают обиду, разочарование и даже злость.
Почему дети остро реагируют на неудачи?
Зависимость от похвалы старших. У многих родителей слово «Молодец!» по отношению к своему ребенку звучит чрезмерно часто. Необоснованная похвала не приносит пользы, а делает ребенка зависимым от нее. Формальная похвала не стимулирует к совершенствованию и развитию, потому и не требует усилий для такого одобрения.
Пример родителей. Дети интуитивно стараются копировать поведение родителей. Если взрослые очень эмоционально и реагируют на свои неудачи, то ребенок перенимает такое поведение.
Гиперопека. Стремление создать вокруг ребенка идеальный мир без проблем и поражений не всегда является правильным. Своим желанием оградить сына или дочь родители лишают своего ребенка возможности научиться приспосабливаться к жизни в обществе. Задача родителей - знакомить ребенка с объективной реальностью.
Сравнение с другими детьми. Когда ребенку постоянно ставят в пример достижения других детей, его стремление всегда побеждать может приобрести болезненную форму. А «конкурентов» он буквально возненавидит.
Завышенные амбиции родителей. У родителей стремление сделать своего ребенка лучшим может принимать гипертрофированную форму. Удовлетворяя свои личные амбиции, они с раннего детства прививают ребенку «комплекс отличника» и растят маленького перфекциониста. Ребенок очень болезненно переживает ошибки и неудачи, потому что боится, что родители перестанут им гордиться и любить его.
***
Важно, чтобы ребенок в случае неудачи или ошибки умел сравнительно спокойно принять ситуацию. Конечно, он будет расстраиваться и огорчаться. Но это не должно становится катастрофой.
Как родитель может помочь пережить ситуацию неудачи?
Сохраняйте спокойствие. Ребенок, видя недовольство или разочарование родителей, будет переживать еще больше.
Проговаривайте ребенку вслух его чувства. Скажите, что вы понимаете, что он сейчас испытывает. Окажите поддержку: погрустите вместе с ним, и убедите, что не сердитесь.
Объясните, что все люди иногда терпят неудачи. Но это не означает, что они становятся лучше или хуже, и это ни в коем случае не меняет отношение к нему близких.
Расскажите о личных примерах поражений. Обсудите, что можно сделать для того, чтобы в следующий раз результат был лучше.
Часто неудачи рождают страх совершать новые ошибки. Если не получилось один раз, ребенок готов просто отказаться попробовать снова.
В такой ситуации родителю нужно объяснить ребенку, что неудача - это возможность для развития и совершенствования. Не стоит ограждать детей от ошибок - они должны научиться их принимать.
Чаще делайте акцент на достижениях сына или дочери. Подчеркивайте, что сегодня получается лучше, чем вчера, а, значит, скоро все получится.
Помните, похвала должна быть оправданной. Ребенку нужно научиться критически оценивать свои усилия.
Если хвалите, то делайте похвалу конкретной. Она не должна быть размытой типа «Молодец!». Постарайтесь включать в похвалу пояснения. Например, «У тебя получилось пересказать текст намного лучше, ты раскрыл смысл и ответил на все вопросы».
Делайте акцент на усилиях ребенка, а не на способностях: «Ты постарался, и быстро и правильно справился с заданием», а не: «Ты умный, раз выполнил задание». Иначе ребенок начнет избегать более сложных заданий, боясь потерпеть неудачу и не получить похвалы.
Ни в коем случае не ругайте и не упрекайте ребенка. Для него крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым.
Ориентируем ребенка на стремление к успеху :
Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.
Ориентация на успех может формироваться у ребенка, если вы будете:
· Доверять ему;
· Уважать его личность и достоинства;
· Быть честным с ним;
· Учить позитивно относиться к разрешению возникающих трудностей;
· Демонстрировать варианты разрешения ситуации на собственном примере;
· Не сравнивать ребенка с другими.
Итог: помните, что дети перенимают их отношение как к ситуации успеха или неуспеха, так и к жизни в целом, а также копируют родительское поведение. Именно поэтому родителям стоит учить ребенка навыкам адекватного реагирования на поражение, а также высказывать ему поддержку, сопереживать.
Список литературы:
1. Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи : Учебное пособие. -Челябинск. Изд. ЮУрГУ, 1999
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова – М. : Педагогика-Пресс, 2002
3. Журнал для родителей «Виноград» №5 2009 год, Рынкевич Александра