Тимарова Анна
Консультация логопеда для родителей «Почему молчишь, малыш?»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей учителя – логопеда Тимаровой Анны Николаевны.
«Почему молчишь, малыш?»
Этот вопрос, который волнует многих родителей. Современные дети сплошь и рядом начинают говорить очень поздно.
Часто взрослые неадекватно относятся к речевым проблемам ребенка: зачастую они не в состоянии реально оценить возможности малыша, объясняя возникшие трудности простым нежеланием говорить.
Публикация «Консультация логопеда для родителей „Почему молчишь, малыш?“» размещена в разделах
Родители должны знать : ребенок прекрасно понимает то, что ему говорят, а причины задержки развития речи могут быть разными: болезнь или токсикоз (особенно в период от четырех до трех месяцев, родовая травма, асфиксия во время родов. Одним из негативных факторов может быть педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями.
С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения ребенка к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит и делает.
В развитии речи у детей существует определенная последовательность. В 1,5 – 3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка дыхания и развития интонационной системы языка («А-А», «Г-У», «М-И», «БУ-У», «Э-Ы); 4 месяца свирель, малыш пытается соединить отдельные звуки, то есть готовится к словообразованию( «АЛЛЬ-Е»); 5 месяцев – лепет (слоги «БА-БА-КА», «ДА-ДА»); 8,5 – 9 месяцев – моделированный лепет с разными интонациями.
Первые слова, как правило, появляются после года. Они могут обозначить названия действий («ДАЙ», «ДИ», «БУХ») или являются повторением нескольких слогов («ГА-ГА», «ТУ-ТУ»). К двум годам появляются фразы из трех – четырех слов. Расширяется словарь, растет количество глаголов, существительных, встречаются прилагательные, местоимения и наречия, но о себе он говорит в третьем лице. К трем годам появляются сложные предложения, усваиваются грамматические конструкции.
При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно, тактично стимулировать появление речи. Особенно важно неторопливо, четко, короткими фразами, глядя «глаза в глаза» разговаривать с ребенком. Хорошим стимулятором речи является пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка, упражнения для развития дыхания, а также артикуляционная гимнастика («заборчик», «слоник», «варенье», «пещера»). Очень важны и осязательные мышечные ощущения, которые малыш получает при умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если ребенок долго получает протертую пищу, развитие четкой артикуляции может задерживаться.
Ребенок познает огромный окружающий мир! Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе. Спокойно относитесь к неудачам. Каждое занятие должно быть ограничено во времени. Если вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры- остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу. Проявите терпение, доброжелательность, и ваш труд и старания будут вознаграждены!