Елена Ишбаева
Консультация для родителей «Учим стихи вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание стихотворений – развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.
Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения, развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Публикация «Консультация для родителей „Учим стихи вместе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.
По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.
Особо увлекательно для детей заучивание стихов по ролям, а же стишки -потешки,они лучше их запоминают, да еще им нравится драматизировать их.
Чем хорош метод?
1. Ребенок читает не один, ему не скучно. Партнёром может быть взрослый или другой ребёнок. Интереснее, когда партнёр папа или мама.
2. Читая по ролям, он научается следить за текстом, слушать и слышать других. В школе ему будет легче следить за чтением товарищей. У него уже будет навык слушать других.
При заучивании стихов с детьми необходимо придерживаться некоторых правил:
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.
2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение : если появляются искаженные слова, некоторые авторские слова ребенок заменяет другими, или какие-то слова он постоянно забывает— это свидетельствует о том, что ребенок их не понимает, поэтому взрослым надо их объяснить.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
Дети лучше запоминают стихи с помощью определенных жестов и движений.
Приемы, которые помогают лучшему запоминанию:
• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
• договаривание детьми слов, которые рифмуются;
• чтение стихов-диалогов по ролям;
• драматизация.
Сопровождая слова действиями, интонацией, ребенок быстрее запоминает текст, не теряя при этом понимания смысла. Для данной группы детей лучше всего инсценировать короткие стихи с простым сюжетом, в которых есть одно или несколько действующих лиц.
Где же яблоко, Андрюша? Л. Миронова (имя ребенка изменяли в зависимости от того, кто читает стих)
- Где же яблоко, Андрюша? (Соня)
- Яблоко? Давно я скушал (а).
- Ты не мыл (а) его, похоже.
- Я с него очистил (а) кожу.
- Молодец, ты стал (а) какой (ая!
- Я давно уже такой (ая).
- А куда очистки дел (а?
- Ах, очистки тоже сьел (а).
Предложите детям разыграть стихи, песенки по ролям, используя жесты и выразительную интонацию.
Мишка В. Орлов
- Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому что снег и лед –
Не малина и не мёд!
Заяц, заяц, чем ты занят? Г. Сапгир
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, Заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.
Кошка, как тебя зовут? Г. Сапгир
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережешь ли мышку тут?
-Мяу!
- Мяу, хочешь молока?
-Мяу!
-А в приятели - щенка?
- Фр-р!
«Хозяйка и кот» С. Черный
— Почему ты черен, кот?
— Лазил ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану съел.
— Почему ты серым стал?
— Меня пес в пыли валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это.
Петушок (Русская народная потешка в обработке Л. Завалънюка)
Собачка.
Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,
Ты зачем так рано встал,
«Ку-ка-ре-ку» прокричал?
Петух. А затем,. чтобы не проспал народ
Солнца ясного восход!
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читайте наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.
«Откуда?» Я. Аким
- Откуда вырос колос?
- Из одного зерна.
- Откуда слышен голос?
- Из нашего окна.
- Откуда взялся мальчик?
- Он вышел из дверей.
-Откуда вылез пальчик?
- Из варежки моей.
Кафтан К. Ушинский
— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Да один ворот остался.
Уши Э. Мошковская
— Доктор, доктор, как мне быть?
Уши мыть? Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:
— Еже! (Отвечает доктор гневно)
— Еже… еже… ежедневно!
«Что случилось в доме?» Э. Успенский
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом, мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет!
- К нам приходил бегемот?
- Нет!
- Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада, оказалось, я напрасно волновалась.
Жадина. С. Я. Маршак
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
-Ты обратно не вернёшь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
-Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
-Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
-Ты бы сбегал и купил!
Чтение по ролям – весёлое занятие. После прочтения текст можно превратить в театрализованную постановку с изготовлением костюмов, декораций. Тема: «Насекомые»
Скучать некогда Г. Ладонщиков
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Мотылек. Л. Модзалевский
— Расскажи, мотылек, чем живешь ты, дружок?
Как тебе не устать день-деньской все порхать?
— Я живу средь лугов, в блеске летнего дня,
Ароматы цветов – вот пища моя.
Маленькая девочка, скажи, где ты была? С. Я. Маршак
- Маленькая девочка, скажи, где ты была?
- Была у старой бабушки на том конце села.
- Что ты пила у бабушки?
- Пила с вареньем чай.
- Что ты сказала бабушке?
- Спасибо и прощай!
Дорогие родители, читайте, запоминайте стихи, тексты вместе с детьми, и не от случая к случаю или к каким - то праздникам. Очень важно систематическое чтение и заучивание стихов, т. к. стихотворный текст активизирует весь организм ребенка.