Елена Николаевна
Консультация для родителей «Творим вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Творим вместе с детьми»
О психологии творчества написано немало научных трудов. Но все же вряд ли кто-то скажет точнее, чем поэт:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда»
Действительно, перефразируя Анну Ахматову, можно сказать: творчество вырастает прямо из того мира, что окружает нас. Самые простые, порой прозаичные вещи питают его, порождая удивительные образы.
Публикация «Консультация для родителей „Творим вместе с детьми“» размещена в разделах
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного опыта, как способность создать образ и выразить свое отношение к нему.
Почему нашим детям так нравится лепить, клеить рисовать, конструировать? Ответ прост: маленький человек ощущает себя Творцом и преобразователем, а что может быть важнее этого ощущения? Когда мы, взрослые люди, понимаем, что от нас что-то зависит, и мы можем изменить пусть не мир, а лишь его маленький уголок или хотя бы помочь одному человеку, нас посещает чувство собственной значимости. Мы начинаем уважать себя. А дети?
Во-первых, ребенок делает потрясающее открытие: он в силах что-то делать сам.
Во-вторых, он способен менять и создавать новое.
В-третьих, может это показать и рассказать об этом. Все остальное рождается в процессе: радость от творчества, возможность игры с тем, что создаешь, гордость за то, что сотворил своими руками. Занятие любимым делом увлекают детей и в то же время воспитывают в них самостоятельность, инициативу, развивают их творчески. Такие стремления необходимо поддерживать и всячески удовлетворять. У ребенка часто от одного вида подготовленного материала возникает желание чем-то заняться, а наличие специального места и свободный доступ к материалу дают возможность удовлетворить это желание.
Любая деятельность, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Поэтому так важно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества:
кисти (беличьи, пони, щетинные – разного размера)
краски (гуашь, акварель)
восковые (масляные) мелки
пастель, уголь, сангина
гелевые ручки
карандаши (цветные, простые)
фломастеры
пластилин, стеки
картон (цветной, белый, гофрированный) и изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.)
бумага в достаточном количестве (белая, цветная, глянцевая, обои, ватман, упаковочная, писчая разного формата, наждачная)
приспособления и инструменты (клей, ножницы, поролон, ватные палочки, тычки, трубочки для коктейля, трафареты)
разнообразный бросовый материал (ткани разного цвета и размера, тесьма, бусины, пуговицы, кусочки кожи, меха, палочки скрепки, веревки пластиковые бутылки, пробки, стаканчики от йогурта, проволока, капсулы «киндер-сюрпризов», пенопласт и т. п.)
природный материал (шишки, семена, засушенные цветы, коряги, мох, камни, ракушки, опилки, стружка, шпон, перо, крупа и т. п.).
Для того чтобы помочь ребенку поверить в свои силы и зажечь огонек радости творчества, необходимо соблюдать основные правила:
Дети должны иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
У детей не должно быть недостатка изобразительных материалов и бумаги.
Детские поделки и рисунки не должны подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка творчеством.
Рисунки и поделки, отобранные самими детьми, нужно развешивать в специально оборудованных местах (рамки, полочки).
Необходимо предлагать мастерить и рисовать все, о чем дети любят говорить, и беседовать с ними обо всем, что они любят рисовать и мастерить.
Родители должны быть непосредственными участниками творческого процесса, т. к. отношение к творчеству легко передается детям.
Основная задача для нас, взрослых – предоставить детям самый широкий выбор деятельности и материалы для ее осуществления. Главное – не навязывать, а предлагать. Пусть дети сами решают, что делать и из чего.
Уважаемые мамы и папы!
Вас, естественно, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Развития навыков ручной умелости.
Вас должно насторожить, если ваш ребенок активно поворачивает лист, когда раскрашивает. В этом случае заменяет умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ваш ребенок имеет склонность фиксировать кисть. На плоскости он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов, передвигая руку.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?
Примеры и способы: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину; катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался); делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
показать отдельно один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;
показать отдельно только палец - большой;
барабанить всеми пальцами рук по столу;
махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать "фонарики"; хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;
собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались); наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);
завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке; застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,
заводить механические игрушки ключиками; закручивать шурупы, гайки; игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
складывание матрешек; игры с вкладышами;
рисование в воздухе; игры с песком, водой; мять руками поролоновые шарики, губку; резать ножницами.
И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.