Маслова Елена
Консультация для родителей «ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий.
Познакомить родителей с технологией ТРИЗ, с методикой проведения дидактических игр.
Рекомендовать родителям использовать игры технологии ТРИЗ дома.
Ход:
Публикация «Консультация для родителей „ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
У каждого ребёнка свои способности. Увидеть и направить их развитие – задача родителей. Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить. Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Для того, чтобы он овладел не только определенными знаниями и умениями, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам всем очень помогут игры технологии ТРИЗ. Познание детьми окружающего мира должно происходить посредством творческой поисковой деятельности.
Основатель теории ТРИЗ – бакинский учёный, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Теория основана в 1956году.
Девиз тризовцев : Творчество во всём (в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала).
Как мы с вами знаем, игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Если мы ставим себе цель развивать ребенка, то мы должны учитывать, что у каждого из детей свои интересы, свои способности и склонности,
у разных детей – разный уровень развития.
Что такое ТРИЗ?
Это теория решения изобретательских задач.
Что же это за методика? Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи.
Цели теории ТРИЗ :
Формирование у дошкольников логического мышления.
Развитие умственных способностей.
Развитие связной речи.
Развитие творческого воображения, памяти, внимания, усидчивости.
Развитие нравственных качеств (умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения).
Какое место ТРИЗ занимает в развитии детей?
С одной стороны – это занимательная игра.
С другой стороны – это развитие умственной активности через творчество.
ТРИЗ способствует :
Развитию аналитических способностей:
Учит рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
Помогает справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
Развивает и совершенствует стремление познавать и получать новую информацию.
Дает свободу слова и свободу проявления личности.
Ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход из более сложных ситуаций.
Главные направления ТРИЗ :
Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его в обычной жизни.
Научить ребенка не только фантазировать, а мыслить системно, с пониманием происходящих событий.
Придумывание разных сказок.
Научить ребенка находить выход из любой сложной ситуации, применять полученные знания, использовать нестандартные, оригинальные решения задач.
Принципы взаимодействия между взрослыми и детьми :
Ответы детей надо слушать внимательно, восхищаясь новой идеей.
Не должно быть отрицательных оценок и критики в адрес ребенка (не говорить, что так не бывает).
При оценке ответа ребенка использовать слова: замечательно, здорово, необычно, интересно, любопытно.
Учить доказывать, возражать взрослому, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
Общение должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия творчества, осознанием собственной значимости.
Рекомендации родителям :
Выявив одну способность, не следует забывать о других.
Строить занятия с ребенком, нужно исходя из необходимости, как можно больше охватывать мыслительных операций.
Оснащайте ребенка разнообразными способами познания окружающего мира.
Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся вашему ребенку.
Учите ребенка не зацикливаться на тех формах познания, которые стали привычными и гарантируют успех.
Исходите из интересов, проявляемых ребенком, но при этом учитывайте возможности его возраста и индивидуальные особенности.
Все это помогает ребенку подсознательно выстраивать механизмы эффективного развития аналитических и творческих способностей. Тогда успех в развитии обеспечен!
Вывод:
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.
Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы.
Хочется обратиться к вам, уважаемые родители - найдите время, чтобы провести его с ребенком, используйте игры технологии ТРИЗ.
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые технологией ТРИЗ. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить.
Мастер – класс для родителей.
«Скажи наоборот».
Учим находить слова - антонимы. Ребёнку предлагают слово, а он говорит противоположное по значению.
Грусть - радость; солнце – дождь; добро – зло;
огромный – малюсенький; тяжёлый – лёгкий; тонкий – толстый;
глупый – умный; больной – здоровый;
плакать – смеяться; одевать - раздевать; включать – выключать;
открывать – закрывать:
горячо – холодно; мягко – твердо; внутри – снаружи; шумно – тихо;
широко – узко; один – много.
«Цепочка».
На столе стопка перевёрнутых карточек.
Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку (шуба) и придумывает
какое-нибудь словосочетание (шуба пушистая). Картинка передвигается к следующему игроку, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
«Превращения».
Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться:
кружка без ручки (в стакан,
кепка без козырька (в шапку,
кувшин без горлышка и ручки (в вазу,
диван без спинки (в кровать,
стул без спинки (в табурет,
кресло без подлокотников (стул).
«Исправь ошибку».
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта.
Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных
варианта суждения.
Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
Ослик «Иа» большой, а Винни Пух толстый;
Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
Заяц серый, а петушок смелый;
Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая.
У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые.
Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
«Да – нет».
Дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет».
Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д., затем более направленные и уточняющие (Какие - то действия, функции, свойства объекта).
«Скажи одним словом».
Рыбу ловит - рыболов
Пчел разводит – пчеловод
Хлеб выращивает – хлебороб
Сам летает - самолет
Лес рубит – лесоруб
Кофе варит – кофеварка
Сок выжимает – соковыжималка
Пыль сосёт – пылесос
«Хорошо – плохо».
Все предметы, явления, поступки, рассматривать с позиции «хорошо», а потом – «плохо».
Дождь.
Хорошо - Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.
Плохо - большая влажность, костер не развести, плохая видимость, можно простудиться, грязно, наводнение, гулять нельзя.
Огонь
Хорошо - от него становиться тепло, можно развести костер и что – то приготовить из еды.
Плохо - это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Солнце
Хорошо - оно дает земле свет и тепло, растениям для роста нужно.
Плохо - если будет очень много солнца, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар, погибнут растения, животным нечего будет пить и могут погибнуть.
Зима
Хорошо - можно кататься на горке, на лыжах, на санках, играть в снежки. Зимой очень красиво на улице. Кругом лежит белый снег.
Плохо - на улице холодно, морозно, дует сильный ветер, метет метель.
«Волшебный светофор».
Машина
Красный круг - части машины.
Зеленый круг - частью чего является машина.
Желтый круг - для чего нужна машина.
«Спасаем Колобка».
Развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных
сказочных персонажей качествами, которые им не присущи.
Развивать нетрадиционное мышление.
- Посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, «Колобок». Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам.
Дети зовут, появляется Колобок.
- Колобок, а почему ты такой грустный? Он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.
Перечисляют героев сказки.
- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?
- Что хорошо (лиса наелась?
- Что плохо (Колобка съели?
- Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить
лису до встречи с Колобком?
Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть? (несъедобным,
грязным, чёрствым, ядовитым).
Обговариваются все предложенные детьми варианты.
Например:
Встретила Лиса Колобка, а он только что прокатился по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет? («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»).
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях. Дерзайте, уважаемые родители!