Надежда Давыденко
Консультация для родителей «Требования к детской игрушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Парма» Индустриального района г. Перми
Сегодня полки детских магазинов заполнены яркими, привлекательными игрушками, на любой вкус и кошелек.
Часто ли мы, родители, стремясь порадовать своих детей новой игрушкой, задумываемся об ее пользе?
Публикация «Консультация для родителей „Требования к детской игрушке“» размещена в разделах
И речь идет не только о безопасности материалов, из которых изготовлены кубики, машинки и куклы. Безопасность материалов обеспечивает сохранность детского здоровья. Известны случаи отравления детей ядовитой краской; формальдегидами, содержание которых превышено в пластмассах, а также травмирование мелкими деталями и магнитными шариками. В таких случаях игрушка становится источником скрытой угрозы, о которой часто взрослые просто не подозревают. Именно по этому, в первую очередь важно уделить внимание качеству игрушки, чтобы она соответствовал требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
Задавались ли вы, уважаемые родители, вопросом какую роль играет игрушка в жизни ребенка? Вы скажете: «Забава, развлечение». Верно. Однако помимо развлекательной функции игрушки оказывают огромное влияние на психическое развитие малыша. Буквально с рождения игрушка сопровождает ребенка. Игрушка не покидает и взрослого, только игра трансформируется, приобретает форму коллекционирования.
Первые игрушки – погремушки, яркие, звучащие, двигающиеся направлены на развитие зрительных и слуховых анализаторов, помогают ребенку сосредотачивать внимание на ярком предмете. Пока это внимание носит непроизвольный характер. С погремушкой можно действовать, брать в руку, тянуть в рот, трясти, бросать. Первые игрушки способствуют тому, что у ребенка начинает проявляться противостояние большого пальца кисти руки, что, как известно, отличает человека от приматов. К концу первого года жизни ребенок не просто выполняет действия с игрушкой, он уже начинает устанавливать простые причинно - следственные связи: потянешь за веревку - машинка покатиться, нажмешь на кнопку - зазвучит и т. п.
Важным атрибутом в детской игре становится образная игрушка - кукла. Но в каждом возрасте у нее своя роль. Если до трех лет образная игрушка позволяет ребенку расширить игровые действия и сюжет. То в старшем дошкольном возрасте кукла – полноценный партнер по общению, дети одухотворяют своих кукол, наделяют их мыслями, чувствами, приписывают поступки. Куклы помогают ребенку познавать мир взрослых через сюжетно - ролевую игру.
И здесь к игрушке предъявляется ряд требований, соблюдение которых поможет оградить психику детей от негативного влияния. Прежде всего, игрушки не должны провоцировать детей на агрессивные действия и побуждать к насилию. Побуждать к проявлению жестокости к сверстникам и взрослым. Вызывать ранний интерес к сексуальным проблемам. Формировать негативное отношение к расовым особенностям и физических недостатков других детей.
Помимо развития психических функций игрушка играет важную роль в эстетическом развитии ребенка. Красивая, со вкусом качественно выполненная игрушка имеет эстетическую ценность для малыша. Такая игрушка развивает у ребенка эмоционально – ценностное отношение к миру, развивает художественный вкус, эмоциональную интеллектуальную сферу. Что касается интеллектуального развития - без игрушки тут тоже не обойтись. Обучающую, другими словами дидактическую ценность игрушки сложно переоценить. В умелых руках взрослого игрушка становится источником новых знаний для ребенка.
Часто родители сталкиваются с проблемой, когда при наличие большого количества игрушек, ребенку нечем играть. В чем причина? На наш взгляд причина кроется в низком функционале игрушки, то есть она предполагает набор однообразных действий, которые быстро надоедают ребенку. Игрушка становится неинтересной, она не дает простора для детской фантазии и творчества. По этому одним их важных качеств игрушки должна быть полифункциональность, которая подразумевает использование игрушки в разных игровых ситуациях и игровых сюжетах.
Где живут игрушки дома? Есть ли у Вашего ребенка игровая зона, свой
детский уголок? Ели таковой имеется, отвечает ли он эстетическим (аккуратность, гигиеническим (чистота и безопасность) и педагогическим (соответствие возрасту) требованиям? Такие качества личности как аккуратность, трудолюбие, умение следить за порядком закладываются в семье. И здесь большую роль играет игрушка. С ранних лет можно и нужно учить ребенка расставлять игрушки на свои места и тогда вы не будете знать проблем с поддержанием порядка и аккуратностью у своего ребенка в старшем возрасте.
В детском уголке помимо кукол и кубиков должны присутствовать развивающие игрушки, соответствующие возрасту ребенка; игрушки позволяющие поддерживать двигательную активность ребенка (мячики, кегли, обручи, скакалки, эспандеры и т. п.); материалы для творчества (краски, пластилин, карандаши, цветная бумага, бросовый материал, глина, ножницы); игрушки для исследовательской деятельности (деревянные брусочки, трубочки, цветные стекла, вата и т. п.).
Ребенок растет и развивается. Среда вокруг него тоже должна меняться, в соответствии с новыми потребностями ребенка. Внимательно посмотрите, чем играет ваш ребенок, проанализируйте имеющиеся игрушки с точки зрения предъявляемых к ним требованиям. Возможно, вы заметите то, чего не замечали раньше. Игрушки, которые стали не интересны, можно убрать на некоторое время из поля зрения ребенка, а через какое – то время внести вновь. Игрушки, не соответствующие возрасту, тоже не стоит держать на виду, лучше заменить их другими, соответствующими возрасту.
И не забывайте, большое количество игрушек не является эквивалентом счастья. Только общение с Вами и совместные игры помогут вашему ребенку стать по - настоящему счастливым.
Литература:
1. Письмо Минобразования РФ "Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье" от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03.
2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.