Анна Захаренкова
Консультация для родителей «Толерантность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность (от лат. toleraпtia–терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
Публикация «Консультация для родителей „Толерантность в детском саду“» размещена в разделах
Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, т. е. толерантность. В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие.
В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание
–существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.
В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются
неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
•в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
•во французском–отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
•в английском –готовность быть терпимым, снисходительным;
•в китайском –позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
•в арабском –прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
•в русском –способность терпеть что-то или кого-то.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны.
И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога
цивилизаций”.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований.
Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям
других людей.
Дошкольное детство —это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо
опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также –это огромная каждодневная работа педагогов.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы
взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи,
терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе
толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
Наша Россия –это многонациональная страна.
Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт
совместного проживания на российских просторах обобщен и
зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью
знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; 2) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
4) русские народные подвижные игры, такиекак “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
5) проведение русских народных праздников, например таких как
“Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем
6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
7) знакомство детей с традициями народов разных стран;
8) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
10) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
11)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Затрагивая систему дошкольного воспитания,необходимо отметить, что формирование толерантной культуры дошкольников является многоаспектной проблемой, один из аспектов которой-становление, развитие и формирование межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».