АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
Консультация для родителей на тему «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка. Стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками. Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми. Способствовать выработке новых навыков общения с ребёнком.
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л. Н. Толстой);
«Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и виноваты они не больше, чем деревца, засохшие оттого, что почва оказалась отравленной» (А. Приставкин)
Публикация «Консультация для родителей на тему „Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка“» размещена в разделах
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе.
От чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
Факторы социально – культурного характера:
- Ускорение темпа жизни;
- Дефицит времени родителей;
- Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
- Загруженность родителей и невротизация взрослых;
- Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
Социально – экономические факторы:
- Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия;
- Ранний выход матери на работу.
Социально – психологические факторы:
- Дисгармония в семейных отношениях;
- Дисгармония в семейном воспитании;
- Нарушение детско – родительских отношений.
Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).
При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами.
Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность.
Родители должны быть очень внимательны к эмоциональном состоянию ребёнка.
Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.
Симптомы:
- Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселя к подавленности.
- Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий);
- Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести всё это на утреннике, в ситуации экзамена).
- Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится, Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?», гипертрофированный страх и предчувствие неудачи («всё равно не получилось»).
- Отчётливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений, переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли («когда я сильно сержусь у меня темнеет в глазах»)
- Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависимость, трудность преодоления.
- Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к замечаниям взрослых, но и к тому как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т. д.
- Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец.
- Невротические проявления – моргание глазами, подёргивание плеч, дрожание рук.
Все перечисленные симптомы могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, ему нужна помощь.
Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим, эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.
Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить. Негативное или позитивное влияние они оказывают на ребёнка.
Например, очень часто в поликлинике можно услышать раздражённые высказывания родителей, в адрес расшалившегося малыша. «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь»
Лучше сказать: «Я понимаю, ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в очереди. Давай придумаем, чем мы можем заняться? Может быть, поиграем в слова?
Перед вами таблица - бланк с негативными установками, которые иногда даются ребёнку.
Негативные
установки
Последствия
Позитивные установки
Горе ты моё!
Заниженная самооценка,
чувство вины, отчуждение, конфликты.
Радость ты моя!
Нытик, плакса!
Внутренняя озлобленность,
повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.
Поплачь, станет легче!
Ты копия своего
папочки!
Неадекватная самооценка,
упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями
Папа у нас
замечательный! Мама у нас умница!
Неумейка! Откуда у
тебя только руки растут!
Страхи, заниженная
самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.
Попробуй ещё раз, и у
тебя получится! Давай попробуем вместе.
Ты обидел маму!
Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.
Отчуждение, тревожность,
страхи, чувство одиночества, нарушение сна.
Я всё равно тебя люблю!
Но мне очень неприятно
– постарайся не поступать так больше.
Займись чем –
нибудь, отстань.
Отчуждение, озлобленность.
Иди ко мне, давай
подумаем, чем мы займёмся.
Только и слышу:
«Купи! Купи!»
Агрессия, капризы,
истерики.
Мне бы хотелось купить
тебе, но у меня нет
Надоел со своими
просьбами!
денег.
Зависит ли поведение взрослого от его настроения?
После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщил:
- У меня было хорошее воскресенье.
- Чем же? – интересуется воспитатель.
- А у папы было очень хорошее настроение!
Большое значение в становлении ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности, поведение.
Стили семейного воспитания:
Авторитарный
Демократический
Попустительский (Либеральный)
«Кумир семьи»
Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон. Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты». Растет капризным, своевольным эгоистом. Освобожден от всех обязанностей.
«Гиперопека»
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей. Растет безвольным, трудности в общении.
«Гипоопека»
Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним, Нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
«Ежовые рукавицы»
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь. Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, часто с бурными реакциями протеста.
«Повышенная моральная ответственность»
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста. Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых.
«В культе болезни»
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием. Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им.
Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем.
Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С трудом приспосабливается к действительности.
Может ли влиять порядок рождения на развитие ребёнка? Старшему ребёнку в семье свойственны ответственность,
добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берёт на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребёнка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и защитой матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Такая реакция сильнее, если дети однополые.
Младшему ребёнку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может, так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми мунипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем на других. Младшие часто становятся любимчиками, поэтому в отличии от старших они более эмоционально стабильные, более общительные.
Средний ребёнок может обладать характеристиками как младшего, так и старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным, получить своё место в семье.
Единственный ребёнок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребёнком в семье. Более чем какой – либо другой, единственный ребёнок наследует характеристики своего родителями того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребёнка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во власти родителей, под их опекой, ребёнок может стать беспомощным.
Существует два типа единственных детей: рано повзрослевший и
«маменькин сынок», второй вариант особенно, распространён в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.
Ситуации
Ребёнок шалил за столом, и, не смотря на ваше предупреждение, пролил молоко. (Ничего, бывает, иди принеси тряпку и убери за собой.)
У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребёнок постоянно вас перебивает. (Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что – нибудь, я скоро освобожусь и мы поиграем.)
Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи. (Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна поя помощь)
Алгоритм Джона Грея
1. Взрослый чётко формулирует, что хочет от ребёнка, например: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла в ванну». Часто взрослые формулируют свои послания невнятно: «А может пора спать?», «Смотри, уже темно»
2. Озвучиваем предполагаемые чувства ребёнка и проводим причинно – следственные связи: «Видимо игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо всё заканчивать»
3. Ребёнку обещается то, что он любит делать (но не покупка игрушек, деньги и сладкое) : «Если ты сейчас пойдёшь в ванну, то сможешь поиграть там в пиратский корабль (то я прочитаю тебе книгу подольше и т. д.). Мы часто поступаем наоборот – угрожаем: если не сделаешь, то потеряешь.
4. Произносится та, же фраза, но более грозным тоном.
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить – то объявляется тайм – аут. Важно понимать, это не наказание. Это пауза – для того, чтобы успокоится и продолжить общаться адекватно. И в то же время это обозначение «границ». Перерыв объявляется на несколько минут, сколько лет ребёнку. Объясняем так: «Я вижу, мы не можем договориться, поэтому объявляется перерыв на 3 минуты. Нам надо успокоится. И тебе, и мне».
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимает усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.
Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Каждый ребенок талантлив и добр. Это взрослые формируют в детях пороки, зло, жадность.
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»
От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Строго соблюдайте режим дня ребёнка.
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
Создайте в семье атмосферу радости и любви.