Луиза Файзуллина
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.
Публикация «Консультация для родителей „Тревожный ребенок“» размещена в разделах
Есть ли разница между понятиями тревога и тревожность?
Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Признаки: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т. д. В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина.
Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае - это здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности. Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием.
В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и здоровая реакция напуганного организма - бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.
Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.
Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь, то баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.
В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности.
Основными причинами возникновения тревожного поведения являются :
• Конфликты между родителями (членами семьи).
• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.
• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку : «Не кричи!», «Не бегай!», Не плачь!»).
• Повышенная тревожность самих родителей.
• Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а бабушка можно).
• Предъявление ребенку противоречивых требований ( Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»).
• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка).
• Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть. Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т. д. Запрещают переживать, плакать).
• Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.
• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав).
• Насилие (психологическое, физическое и др.)
• Гиперсоциальность родителей : стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
У если у родителей сложности в общении, у ребенка может развиться страх сказать «мы», недоверие к другим людям {человек человеку - волк, «каждый сам за себя»).
«Людям нельзя доверять, физический контакт неприятен, эмоциональная близость чревата обманом, чужая душа - потемки, и меня никто не поймет».
Если над успехами ребенка смеются, он может потерять желание чего-то достичь, может увериться в собственной глупости. Ему могут внушать не думать о чем-то определенном: лицах противоположного пола, деньгах и т. д.
В целом сдерживай все свои чувства либо какое-то определенное чувство; не чувствуй как ты, а чувствуй как я. ( Например: «Надень свитер, здесь холодно»).
О ребенке вспоминают и начинают заботиться только тогда, когда он болеет или у него возникают серьезные поведенческие нарушения, чем и вызывают у него стремление быть больным, беспомощным и потому любимым.
Неосознаваемые приказания и разрешения родителей могут входить в смысловое противоречие с теми указаниями и назиданиями, которые они дают своим детям каждый день. Если это случается, то у ребенка снижается способность к самоконтролю, пониманию собственных потребностей, в дальнейшем у него может развиться депрессия, неумение понять других, сформулировать цель, распланировать день и, конечно же, повысится общая тревожность, подверженность страхам.
Первым уроком того, как нам строить свои взаимоотношения с другими, является родительский пример общения друг с другом. Он оказывает наиболее сильное программирующее влияние на ребенка. Именно наши мамы и папы демонстрируют нам, как нужно вести себя с ребенком, и, более широко, с подчиненным, зависимым от нас человеком. Вспомните, как мы иногда зарекаемся не делать некоторые вещи по отношению к своим детям. Но в стрессовой ситуации, когда эмоции на пределе, мы автоматически повторяем то, что делали по отношению к нам наши родители и то, что мы когда-то зарекались не делать по отношению к своим детям.
Таким образом, все мы оказываемся наследниками семейных традиций, норм, преломленных и видоизмененных человеческой индивидуальностью в привычки, характер, мировоззрение. Наши родители передают нам свой опыт удач и неудач, надежд и опасений, свою неуверенность или уверенность перед будущим, а им аналогичный багаж передали наши бабушки и дедушки. Порой мы точно копируем своих родственников, а порой с той же точностью делаем все наоборот.
Оглянитесь на свое детство, вспомните, каким оно было у Вас, что Вас тогда пугало? А что тревожит сейчас? Если глубоко покопать, наверняка можно найти связь между детскими страхами и теперешними Вашими опасениям.
Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.
Как помочь тревожному ребенку?
Тревожному ребенку не хватает уверенности в себе, что он может делать что-то сам. Что он имеет право на проявление чувств, таких как злость, раздражение и т. д. Ведь когда ребенок совсем маленький, он очень зависим от своих родителей. Но затем он начинает ползать, сам ходить и это для него большое достижение. У него у самого что-то получается. Он уже может подойти к чему-то и что-то взять, изучить, сломать и т. д. У него появляется много индивидуальных потребностей. Важно малышу не мешать изучать мир. Конечно, желательно убрать все опасные и ценные предметы. Если ребенку не мешать, а только помогать, то у него формируется самостоятельность, личность. А от этого и уверенность в собственных силах. Но если ребенку не позволять что-то брать или падать, например, везде его подхватывать, ходить за ним, не разрешать удовлетворять его же потребности, ребенок будет в себе давить свои же потребности, так как это не безопасно. А также, для уверенности ребеночку очень важна родительская поддержка. Поддержка и в каких-то достижениях малыша, и в переживании для него новых ситуаций. Если родители поддерживаю его, то он учится сам себя поддерживать.
Тревожного ребенка нельзя заставлять принимать участие в групповых упражнениях, если он не хочет; к видам деятельности соревновательного характера. Давать ребенку возможность действовать в привычном для него темпе; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности. Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Желательно хвалить безоценочно, чтобы он не воспринимал какой он, а воспринимал, что маме или папе нравится, что у него что-то получается.
Файзуллина Л. Г. ,
методист отдела по научно-методической работе