Ирина Ваганова
Консультация для родителей «Руководство связной речью детей в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерности усвоения родной речи состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей:
1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;
2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой ре-альностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи;
3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их;
Публикация «Консультация для родителей „Руководство связной речью детей в повседневной жизни“» размещена в разделах
4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если взрослые ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Поэтому родители, так же как и воспитатели, должны контролировать развитие речи и в повседневной жизни.
Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для не планируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю, родителям и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Родители должны не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать. Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.
Нужно периодически менять чтение книг, рассматривать различные картинки или рисунки детей, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками, развлечения.
Родители должны знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца, «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов, «Телефон» (собеседники, «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).
Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.
Рассказывание имеет место и в играх «Детский сад», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное в жизни. Взрослый при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались ребенку.
Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей.
Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержа-тельная жизнь совместно дома с детским садом — вот основа для формирования такого сложного умения, как рассказывание. Нужно добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел этим умением в том доступном объеме.