Засташкова Инна Владимировна
Консультация для родителей «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает»
Тема: «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает»
Коррекция общего недоразвития речи детей — это комплексная программа, рассчитанная на два учебных года, включающая в себя систематические подгрупповые и индивидуальные занятия, требует много сил и времени как у педагога, так и у детей. Дети с ОНР, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Для педагогов не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, мнемотаблицами, так как с раннего детства он включен в видеосреду ИКТ (информационно-компьютерных технологий). Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.
Публикация «Консультация для родителей „Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает“» размещена в разделах
Специализированное логопедическое программное обеспечение включает в себя компьютерную тенологии «Мерсибо», компьютерную технологию коррекции общего недоразвития речи «Игры от Тигры», а также уроки по обучению рисованию песком. О двух первых технологиях я расскажу подробно.
Интерактивные игры и упражнения «Мерсибо» для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в детском саду созданы командой педагогов, логопедов, психологов и других специалистов. В играх яркие персонажи и интересные сюжеты, ребенок занимается с удовольствием и воспринимает игру как бонус. Поэтому их хорошо использовать для мотивации к обучению, начала новой темы и закрепления пройденной или для перерыва.
Игры и упражнения объединены по направлениям:
Звуко-буквенный анализ
Игры на определение первого и последнего звука в слове, нахождение заданного звука, ударной гласной, лишнего слога, работу со звуковым составом и схемой слова.
Неречевой слух
Игры из этого блока помогут ребенку развить свой слух, обострят слуховое внимание, а также расширят словарный запас. Главное, не только угадывать звуки, но и правильно называть его источник.
Грамматика
Употребление предлогов в речи, согласование существительных и прилагательных с учетом рода и числа, изменение слов в родительном падеже, – эти игры позволяют логопеду отрабатывать грамматические навыки с детьми на групповых и индивидуальных занятиях.
Связная речь
Для развития связной речи подходят, практически, все игры. Главное – задавать ребенку вопросы, активно беседовать, обсуждая сюжеты, поощрять за хороший ответ. Компьютерный вариант простого сюжетного рассказа радует ребенка больше, чем его «бумажный брат».
Моторика
Общая и мелкая моторика очень важна для определения речевого статуса ребенка. Предложенные игры позволяют проверить согласованность движений ребенка и поработать над развитием моторики в игровой форме, подражая движениям героев.
Подготовка к чтению
Игры от простого чтения слогов до составления предложений помогут специалисту разнообразить любое занятия и подобрать игру с учетом индивидуальных способностей ребенка. В настройках ко многим играм можно выбрать время выполнения задания для дополнительной стимуляции внимания ребенка.
Слоговое чтение
С веселыми героями этих игр дети легко учатся запоминать, составлять и анализировать слоги. Освоив их, ребенку проще научиться читать, соединяя слоги в слова. Поиск парных слогов, игра в слоговое домино, нахождение лишнего слога в слове, – в игровой форме материал усваивается быстрее и легче.
С веселыми героями этих игр дети легко учатся запоминать, составлять и анализировать слоги. Освоив их, ребенку проще научиться читать, соединяя слоги в слова. Поиск парных слогов, игра в слоговое домино, нахождение лишнего слога в слове, – в игровой форме материал усваивается быстрее и легче.
Чтение
Игры от простого чтения слогов до составления предложений помогут специалисту разнообразить любое занятия и подобрать игру с учетом индивидуальных способностей ребенка. В настройках ко многим играм можно выбрать время выполнения задания для дополнительной стимуляции внимания ребенка.
Окружающий мир
С веселыми героями этих игр дети легко учатся запоминать, наблюдать и анализировать события окружающего мира. Викторина из этой рубрики позволит провести групповое занятие и использовать соревновательный момент.
Внимание и память
Чем лучше у ребенка развиты высшие психические функции, тем легче он осваивает речь. Развивающие игры на память и внимание можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях как игровой момент. Главное, задавать детям вопросы, почему они выбирают то или иное решение.
Технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
Программа предназначена для развития правильной речи и устранения речевых дефектов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Интересные и увлекательные задания, которые малыши выполняют вместе с Тигрой в игровой форме, помогают ребятам знакомиться с миром звуков и учиться их правильно произносить.
Содержание программы
"Игры для Тигры" состоят из:
1. упражнений, направленных на коррекцию произношения звуков у ребенка;
2. фонематических заданий;
3. занятий, способствующих укреплению лексики;
4. занятий по просодике.
Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы.
Литература
1. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
2. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.