Елена Лыкова
Консультация для родителей «Кризис трех лет у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кризис трех лет у детей»
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о капризах детей 3-4 лет. Возраст с 2,5 до 3,5 лет называют кризисом 3 лет. Капризы и упрямство в этом возрасте - способ сообщить о своих потребностях. Еще вчера послушный ребенок вдруг превращается в капризного, устраивает истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трех лет у детей“» размещена в разделах
Необходимо помнить что в этом возрасте ребенок ощущает себя взрослым и самостоятельным, он имеют собственное "хочу" и готов отстаивать его. Этот кризис характеризуется следующим.
Негативизм. Ребёнок даёт негативную (отрицательную) реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультфильмов, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т. к. сам не понимает, что происходит).
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то, требует, чтобы с его мнением считались. Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему книжку. Ребенок все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам примет решение - попросит книжку. Удивительно, но факт!
Строптивость. Она направлена не против взрослого, а против принятых в семье норм воспитания. Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш заявляет: «Не пойду!». Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».
В некоторых ситуациях можно применить маленькую хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Своеволие. Желание всё делать самостоятельно. Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам (надеть колготки, завязать шнурки). Но если у ребенка получилось, обязательно похвалите его. «Катюша молодец! Маленькие дети не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет».
Протест-бунт. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Не трогай»).
Бурная энергия ребенка выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Если малыш в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.
Деспотизм. Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании. Ребенок пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Уступайте ребенку в «мелочах».
Обесценивание. Обесценивается то, что было дорого, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения, может сломать любимую игрушку, стукнуть или обозвать грубыми словами. Потом он поймет, что его поведение неприятно другим. А пока. ему интересно смотреть на реакцию взрослых. Малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
Отказывается одеваться на прогулку, предложите ему одеть куклу или медведя, пусть он поиграет роль взрослого.
Как реагировать родителям?
В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему.
Вседозволенность, тоже нельзя. Иначе ребенок решит, что истерика – это способ добиться своего. Самое верное - отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть.
Если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он успокоится.
Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.
Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят на публику, по возможности уведите ребенка в менее людное место.
Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте выбор: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?».
Помните, что это вовсе не проявление вредности, а жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.