Алла Абаза
Консультация для родителей «Каменная эпидемия»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители жалуются, что дети собирают на улице грязные булыжники, тащат их в дом и требуют поставить эти камни в сервант рядом с лучшим сервизом. Действительно дети в младшем возрасте проявляют огромный интерес к камешкам, пытаются их рассмотреть, пробуют постучать одним о другой или начертить что-нибудь на стене, на асфальте. так у них проявляется познавательный интерес, своеобразный двигатель развития ребенку. Еще в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени - эпохи "детства человечества" - перешло и к нам: посмотрите, как целеустремленно собирают камешки на берегу моря не только малыши, но и взрослые. да и украшение из камня все еще имеют над нами магическую власть. Предлагаем вам собрать вместе с детьми собственные коллекции камней и использовать их для экспериментирования, игр, создания "каменных картин". такая деятельность поможет сенсорному развитию ребенка, побудит его мыслить логически, сравнивать предметы, выражать свои чувства и мысли.
Темочки:
Как собирать коллекцию.
Предложите ребенку во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищите остатки старинного клада, ведь любой камень может стать драгоценным - стоит только немного подтолкнуть детское воображение. Лучше всего искать вдоль железной или автомобильной дороги (не забывайте о безопасности, на берегу озера, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разложите в ячейки конфетных коробок. Если вы знаете названия камней, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратной стороне крышки коробки. Если не знаете названий,не беда,- главное чтобы камни явно отличались друг от друга. Ребенок даже может дать свои условные названия камням в зависимости от тех или иных присущих им особенностей. Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кварц, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию обработанной морской гальки.
Вполне вероятно, что во время поисков вы найдете не только камешки, но и искусственные - керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнивать разные камни и на их примере объяснять детям значение термина "природа" и "не природа" (искусственный объект). Помните о том, что коллекции должны быть безопасными для детей - заранее обстучите молоточком острые грани каменного обломочка. Для дальнейшего экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.
Занятия с камнями.
Приготовьте набор небольших камешков, разных по цвету, форме, качеству поверхности (гладкие и шероховатые, твердости. Добавьте морской или речной (округлый) камень, керамзит, кусочки пластилина. Расскажите ребенку, что у Земли есть каменная одежда. Там где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы. Рассмотрите с малышом слайды, фотографии, продемонстрируйте видеофильмы горных ландшафтов. скажите, что многие камни из вашей коллекции - это как бы кусочки гор. Напомните детям, что камни, горы - это неживая природа.
Экспериментирование
(классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей).
Задание 1. Какими бывают камешки? Рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свое мнение.
Задание 2. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камушек, потом - самый не ровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень. Он называется галькой. Как ребенок думает, почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуете, как они ударяют друг друга, еще они трутся о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
Задание 3. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры).
Задание 4. В одну руку взять камешек в другую пластилин. Сжать обе ладошки. сравнить, что произошло с камешком, а что- с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать кусочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Задание 5. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим острым предметом. Что получается? можно посмотреть через лупу. Почему говорят: "твердый как камень", "стоит как каменный"?
Задание 6. Что будет если мы положим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги). Может ли камешек плавать? Возьмем кусочек гранита и керамзит, сравним их по массе, затем опустим одновременно в миску с водой. Что произошло с каждым из них? Почему? Желательно, чтобы ребенок сам сделал вывод: в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.
Задание 7. Опустим в миску еще несколько камешек. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? какие из них красивее теперь?
Задание 8. "Превращаемся" в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огнь ударом двух кремешков друг о друга. Если очень постараться можно заметить искру. (Этот опыт требует осторожности, закрепите с детьми правила пожарной безопасности). Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый камень или мягкий? Почему говорят:"крепкий как кремень"?.
Задание 9. Каким камешком лучше рисовать на асфальте или на фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом (это лучше всего делать во время прогулки).
Задание 10. Сделаем музыкальный инструмент. Положим камушки в металлическую банку из-под кофе или в пластмассовую коробку, Плотно ее закроем. "Гремучий" инструмент готов. Можно менять камешки (увеличить или уменьшить их количество, помещать камни разного размера, массы). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много?
Задание11. Подобрать камешки :
1) из, которых можно воздвигнуть памятник;
2) сделать украшение;
3) построить дом.
Объяснить свой выбор. В заключении обобщить вместе с ребенком, какими бывают камни (твердые, отличаются по цвету, форме, тяжелые, тонут в воде, меняют цвет в воде.)