Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для родителей «Текст, игры и упражнения в системе коррекции звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Еще до поступления ребенка в школу необходимо воспитание у него чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам русского языка, а также хорошей дикции и выразительности речи. Поэтому правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляции и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой.
Публикация «Консультация для родителей „Текст, игры и упражнения в системе коррекции звукопроизношения“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
При работе с дошкольниками,необходимаработа над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью. Детям с ОНР трудно дается работа над текстом. Особенно затруднен пересказ и заучивание. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать различные упражнения, которые помогали бы при помощи текста решать коррекционные задачи.
Для дошкольников, сложно воспринимающих текст без зрительной опоры, следует использовать наглядность в виде сюжетной картины, серии сюжетных картин, серии предметных картин в дополнение к сюжетной картине, а при работе со сказкой – настольный театр. Перед прочтением текста необходимо проговаривать с ребенком слова из текста с изучаемым звуком. После прочтения текста уточняем с помощью вопросов, как ребенок понял содержание. Затем предлагаем назвать слова из текста с заданным звуком, которые он запомнил (названное ребенком слово фиксируем предметной картинкой или фишкой, и определить место звука в этих словах, их слоговой состав.
Лексико-грамматические упражнения : подбор синонимов, антонимов, родственных слов, исправление грамматических неточностей в предложении (пропуск предлога, неверное согласование слов в предложении, восстановление деформированного предложения, подбор подходящего слова в конце предложения).
Например, из текста выбирается фраза для спряжения в настоящем, прошедшем или будущем времени: автоматизация звука [л] «положить халву на стол», спряжение в прошедшем времени (я, ты, он, она, мы, вы, они). Можно предложить упражнение на подбор признаков или действий к предмету: «халва (какая)».
Для совершенствования навыков связной речи можно использовать следующие задания:
- подбор к названному действию объектов действия и восстановление предложения. Например: отломить… Слава отломил кусок халвы с изюмом;
- самостоятельная постановка вопросов по тексту и ответы на них.
Упражнения, способствующие развитию мышления:
- «Что было сначала, что потом?», где ребенку предлагается из двух предложенных фраз определить, какое событие происходило сначала, какое потом;
- «Что было бы, если…» (изменение персонажа, места действия, время действия).
Упражнения для коррекции просодической стороны речи:
- скажи фразу (из текста) громко, тише, тихо, радостно, грустно, вопросительно;
- передай (покажи) мимикой, интонацией настроение персонажа в момент произнесения им фразы по тексту или выполнения действия.
Таким образом, детально проработав рассказ (сказку, ребенок усваивает его содержание, логику, смысл и одновременно закрепляет правильное произношение изучаемого звука. Он уже без особого труда может пересказать текст, не искажая его, а также автоматизированный звук.