Инна Быковская
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
I Часть. Роль театрализованной деятельности в развитии детей
дошкольного возраста в условиях реализации в ДО.
Создание условий для развития театрализованной деятельности.
Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
деятельности является современным и увлекательным методом в воспитании
дошкольников, поскольку имеет широкий ряд возможностей и пользуется у детей
любого возраста интересом. Активизируя эмоции детей, театрализованная
деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. У ребёнка
развивается эмоциональная отзывчивость, мировоззрение и качества личности,
формируется уважительное отношение друг к другу, преодолеваются трудности в
общении, неуверенность в себе, закомплексованность, таким образом, дети
эмоционально раскрепощаются, учатся выражать свои эмоции, а также
знакомятся с окружающим их миром.
В процессе работы с детьми по театрализованной деятельности
расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются
психические процессы, формируется словарный запас, координация,
внимательность, развивается эмоционально – волевая сфера, чувствительность,
корректируется поведение, развивается творческая самостоятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников основывается на принципах
развивающего обучения, методы и организация которых опираются на
закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая
комфортность.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в
сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на
личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей,
помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии,
связанные:
с художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности;
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи;
созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
2
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее
важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляют его сочувствовать персонажам. Именно способность ребенка к такой
идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на
формирование качеств личности.
В сфере познавательного развития : развитие разносторонних
представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы,
поведением животных, обеспечение взаимосвязи конструирования с
театрализованной игрой для развития пространственных представлений,
творчества, интеллектуальной инициативы, развитие памяти, обучение умению
планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития : формирование положительных
взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности, воспитание
культуры познания взрослых и детей, воспитание эстетически ценных способов
общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, развитие
эмоций.
В сфере речевого развития : содействие развитию монологической и
диалогической речи, обогащение словаря, образных выражений, сравнений,
эпитетов, синонимов, антонимов, овладение выразительными средствами
общения.
В сфере эстетического развития : приобщение к высокохудожественной
литературе, развитие таких форм воображения, в основе которых лежит
интерпретация литературного образа, приобщение к совместной дизайндеятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов,
создание выразительного художественного образа, развитие пространственного
воображения как основы проектного мышления, творческого замысла,
прогнозирование результата, организация коллективной работы при создании
многофигурных сюжетных композиций, обучение самостоятельному нахождению
приемов изображения, материалов.
В сфере развития движений : согласование действий и сопровождающей их
речи, развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и
процесс развития образа, поддержка становления музыкально-двигательной
импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром
прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию,
сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры
3
представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки,
рассказы, специально написанные инсценировки).
Всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет
эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой
целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных
педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Необходимо
совершенствовать театральное воспитание дошкольников, и совершенствовать не
посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже
существующего материала, использовать на занятиях все виды детской
театральной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в
самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть
органично включена в работу различных студий и кружков; продукты
театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли,
концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает
театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие
вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания,
умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует
раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых : это совместная
деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые
ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной
литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в
течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с
драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в
самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие
детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой
комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы,
усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играхзанятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной
игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь
детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Для выполнения цели и решения задач театрально-творческой деятельности
необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы.
4
Почему, прежде всего организация, а не содержание? Потому то только
разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные
направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально
использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых
форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку,
нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, в итоге — целостности
педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая
продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
К работе с детьми по театрализованной деятельности желательно
приступать с октября-ноября, то есть после того, как у большинства детей
закончился адаптационный период и они втянулись в жизнь группы.
Театрализованная деятельность детей может быть организована:
в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному
воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и
ознакомлению с окружающим миром.
Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности
участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять
индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны
формироваться по-разному — в зависимости от содержания занятий.
В месте проведения занятий по театрально-творческой деятельности
желательно сделать стационарную сцену с занавесом или портативную минисцену, которая легко складируется и используется по мере необходимости.
Необходимо отметить, что отсутствие сцены не является причиной для того,
чтобы не заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Сцена может
быть обозначена, например шнуром, выложена из строительного материала и т. п.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время могут
быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной
деятельности («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у
сказки», которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда
результаты работы студий (по ручному труду, изобразительной деятельности,
музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге
объединяются в единый «продукт» — концерт, спектакль или праздник; в таких
общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива,
объединенного общей целью.
Согласно Критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения,
реализуемых в ДОУ педагоги должны создавать условия для развития творческой
активности детей в театрализованной деятельности, а именно:
5
1. Поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных
ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.)
2. Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями
способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед
взрослыми и сверстниками.
3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы,
выразительных движений и интонаций.
4. Учить детей различать настроения, переживания, эмоциональное
состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации
(педагог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев,
удивление и пр. и предлагает детям определить его состояние; используя
кукольный персонаж, ребёнок произносит одну и ту же фразу с разной
интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажа).
5. Предоставлять детям право выбора средств для импровизации и
самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов,
видов театров.
6. Приобщать детей к театральной культуре.
7. Знакомить с устройством театра : сценой, занавесом, зрительным залом,
гримёрной, а для этого организовывать посещение театра, показывать слайды,
диафильмы.
8. Рассказывать детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном,
кукольном театрах, театре зверей, клоунаде).
Педагоги должны обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной
и других видов деятельности в педагогическом процессе (использовать игрыдраматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении
художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по
художественному труду изготавливать атрибуты и элементы декораций и
костюмов).
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду направлена
на развитие ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии,
внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных,
организаторских, оформительских, двигательных). Данное положение уже
является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому
очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать
практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Необходимо отметить, что, театрализованная деятельность главным
образом посвящена творческому развитию детей. Но она также влияет и на
взрослых, в данном случае на педагогов. Это настолько взаимообусловленный,
взаимосвязанный процесс, что результат этого развития невозможно оценивать
6
раздельно. Прежде всего, это выражается в особом ощущении, не всегда
осознаваемом и фиксируемом самим педагогом. Но это ощущение, это новое
профессиональное качество дает чувство легкости, свободы, независимости, когда
буквально захлестывает взрыв творческой энергии и без особого труда, как-то
сами собой сочиняются и сценарии утренников, и конспекты занятий, и другие
материалы для работы с детьми.
А еще, возможно, весьма существенное приобретение – это понимание,
осознание смысла данной деятельности, а отсюда – ощущение уверенности в
собственных силах. Ведь любой педагог, если он профессионал, должен
чувствовать в себе ясность, силу и энергию, иначе он не сможет вести за собой
ребенка.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театральнотворческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Только они могут
доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному
искусству.
II Часть. Виды театров в детском саду. (Презентация).
Развитие артистических способностей детей начинается со знакомства с
различными видами театра. В целях реализации индивидуальных интересов,
склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда
должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое
занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне
театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды театра
(пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный и т. д.). Кроме того необходимо
периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных
детей. Учитывая поло ролевые особенности детей, в зонах театрализованной
деятельности должно быть размещено оборудование и материалы, отвечающие
интересам, как мальчиков, так и девочек.
В презентации приведены примеры наиболее распространённых видов
театров в детском саду.
7
Список литературы:
1. Временные (примерные) требования к содержанию и методам
воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном
учреждении» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.1996 г., 448)
2. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е.
Антипина - М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева - М. : РОСМЭН, 2000.
4. Гончарова, О. В. Театральная палитра : Программа художественноэстетического воспитания / О. В. Гончарова – М. : ТЦ Сфера,2010.
5. Иванова, Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональнонравственной сферы у дошкольников / Г. П. Иванова - М. : «Скрипторий 2003»,
2006.
6. Калинина, Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство
воспитания / Г. Калинина – М. : Лепта-Книга, 2007.
7. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций / Н. Л. Кряжева – Ярославль:
Академия развития, 2001.
8. Лебедев, Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие
для педагогов дошкольных учреждений / Ю. А. Лебедев - М. : ВЛАДОС, 2001.
9. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д.
Маханева - М. : ТЦ Сфера, 2001.
10. Петрова, Т. И., Сергеева, Е. Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в
детском саду / - М. : Школьная пресса,
2000.
11. Толченов, О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений
для детей разного возраста : Нескучалия / О. А. Толченов - М. :ВЛАДОС, 2001.
12. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин - М. : Мозаика-Синтез, 2008.