Кузнецова Елена Владимировна
Консультация для родителей «Театр — помощник в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Театр — помощник в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Ощущение праздника, связанное с посещением театра, способно доставить ребенку ни с чем несравнимую радость, наполнить его яркими впечатлениями, чувствами, мыслями. Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. В театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др., которые оживают, говорят, и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит его в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно.
Дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка; рассказы о спектакле знакомым, родителям способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства; передача в рисунке различных эпизодов спектакля, лепка фигурок отдельных персонажей и целых сцен развивает художественно-творческие способности.
Спектакль нельзя рассматривать как простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Процесс наблюдений за детьми позволил выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр, и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей.
В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важнейшую задачу – формирование зрительской культуры, которая складывается из:
• знания особенностей театрального искусства;
• умения адекватно реагировать на сценическое действие;
• понимание роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;
• владения навыками взаимодействия с актёрами в процессе развёртывания сценического действия.
Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. С появлением у детей простейших игровых действий, предметов-заместителей и т. п. складываются благоприятные условия, позволяющие начинать знакомство детей с искусством театра.
Однако практика семейного воспитания показывает, что раннее посещение театральных зрелищ является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего знакомство с театром происходит в 4-6 лет.
Успешность первого выхода в театр зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого «этапа ожидания». Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов.
В результате предварительной работы у детей должно быть создано настроение праздничного ожидания и ощущение предстоящей необычной встречи с прекрасным миром театрального искусства.
Приведу краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру.
1. Самому любить и понимать театральное искусство.
2. Владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям.
3. При выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Стимулировать активность дошкольников, используя разнообразные игровые приёмы.
5. Активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений.
6. Стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали участие в организации походов в театр.
7. Помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.
Чтобы научить ребёнка наслаждаться театральным искусством, недостаточно посмотреть один спектакль. Посещения театра должны стать систематическими, стать доброй семейной традицией!